Инвестиции в энергетику – шаг в будущее.
В последние несколько месяцев вопросы, связанные с передачей функций по сбыту электроэнергии в Обнинске от МП «Горэлектросеть» к ОАО «Калужская сбытовая компания» вызвали интерес к сути проводимой в стране реформы энергетики. Тем более, что сравнительно недавно прошло заседание Правительства России, на котором этот вопрос был главным. Проект реформирования, предложенный министерством промышленности и энергетики Российской Федерации совместно с РАО «ЕЭС России», после рассмотрения был одобрен Правительством. Он призван в корне изменить сложившуюся за девяностые годы ситуацию в энергетике.
Проблемы российской электроэнергетики и, прежде всего, технические, резко обнажились в мае прошлого года во время недоброй памяти энергоаварии, после которой стало очевидно, что дальнейшая эксплуатация энергетического комплекса страны, за счет того, что было сделано во времена СССР, когда государство вкладывало в развитие энергетики значительные средства, более невозможна.
Все 90-е годы энергетика была той отраслью, за счет которой пытались решить многие социальные проблемы. Поэтому тарифы на электроэнергию росли не так значительно как в других областях, и это при том, что уровень платежей «живыми» деньгами был крайне низким, например, в 1998 году он составил лишь 14% от общей стоимости отпущенной электроэнергии, остальное – это бартер, взаимозачеты и колоссальные долги потребителей перед энергетиками. В итоге, доля введенных в строй генерирующих мощностей за период с 1991 по 2000 годы составляет всего лишь 6,5% от всех мощностей электростанций России, в то время как за период с 1971 по 1980 год было введено более 31% из ныне действующих мощностей.
В 2004 году износ оборудования в энергетике составил 56,5%. Уже около 25% электростанций выработали свой парковый ресурс, по прогнозам экспертов, без привлечения существенных средств и коренного изменения ситуации в отрасли к 2010 этот показатель может увеличиться до 37%.
Данная ситуация осложняется и наблюдающимся ростом энергопотребления в стране.
Совершенно очевидно, что решать эти проблемы необходимо как можно быстрее. Однако привлечение столь серьезных средств, а по оценкам специалистов это около 2,4 триллионов рублей, требует крупномасштабных реформ. Использование только государственных средств является маловероятным, так как требуемая сумма вполне сопоставима с доходной часть годового бюджета Российской Федерации. Следовательно, необходимо помимо государственных средств привлекать и внешние источники финансирования, нужны крупномасштабные инвестиции.
Инвестиции – это слово часто кажется почти магическим и туманным, но в данном случае оно означает строительство новых электростанций и подстанций, замену линий электропередачи, ремонт оборудования.
Основным механизмом, благодаря которому в энергетику будут привлечены средства инвесторов, станет дополнительная эмиссия акций, публичное предложение акций энергокомпаний на рынках ценных бумаг. Технология работы с инвесторами будет основана на интересах самих инвесторов. Публичное предложение акций станет основным, но не единственным, способом привлечения частных инвестиций в электроэнергетику. Частные инвестиции будут привлекаться и в других формах, в том числе в форме создания дочерних и зависимых обществ на предмет вынесения туда активов РАО «ЕЭС», недостроенных или достраивающихся станций, и получения от инвесторов финансовых ресурсов для собственно осуществления строительства этих станций.
Однако, государство заинтересовано и в том, чтобы оставить под своим контролем ряд ключевых областей энергетики, так как социальное значение энергетики очевидно для каждого. Поэтому принятая программа реформирования, сочетает в себе идею привлечения частных инвестиций в развитие производства (генерации) электроэнергии с вложением государственных средств в инфраструктурные сектора - диспетчирование и сети, а также гидрогенерацию.
В соответствии с данным проектом, в 2006-2010 годах общий объем ввода новых генерирующих мощностей должен составить 21800 МВт. Это более чем втрое превышает весь объем ввода энергомощностей за период 2000-2005 годов.
Для реализации этой программы было необходимо осуществить серьезные преобразования в структуре российской энергетики. Для того, чтобы отрасль стала инвестиционно привлекательной необходимо положить в основания ее функционирования рыночные механизмы. Так как инвестор должен знать, что вкладывает деньги в проекты, в которых все можно просчитать, реализация которых будет зависеть, прежде всего, от его собственных способностей к анализу рыночных тенденций и умения выстраивать экономическую политику компании, а не от изменения политической ситуации и не от чьего-либо произвола.
Поэтому, уже с 2003 года РАО «ЕЭС России» осуществляет последовательные преобразования в области энергетики. За это время холдингу удалось сделать многое: создать компании, занимающиеся монопрофильными видами деятельностями – производством, сбытом и передачей по сетям электрической энергии; ввести в работу сектор свободной торговли и балансирующий рынок электроэнергии; организовать имитационные торги по новой модели оптового рынка электрической энергии, в ходе которых покупатели, продавцы электроэнергии и инфраструктурные организации отрабатывают взаимодейсвие между собой; ввести запрет на совмещение одним юридическим лицом конкурентных и монопольных видов деятельности в энергетике, что является необходимым условием для формирования реальной конкуренции между энергокомпаниями.
На ближайшее время запланированы еще ряд значимых мероприятий: а) уже в 2006 году начнет работу рынок «на сутки вперед», основанный на механизме конкурентного ценообразования и проводящийся ежедневно за сутки до реального времени потребления и одновременно на каждый час суток.; б) с 1 августа текущего года будут введены регулируемые двусторонние договора между участниками оптового рынка по поводу покупки электрической энергии. Эти договора могут заключаться между продавцами и покупателями электроэнергии по обговоренным сторонами ценам, объемам, условиям оплаты, обязательствам по поставке. Часть из них будут либерализованы уже в 2007 году, это означает, что покупатели и продавцы сами будут договариваться между собой о цене электроэнергии; в) участникам двусторонних договоров будет предоставлено право выхода из договора при наличии у них такого взаимного желания; г) введение долгосрочных (трехлетних) двусторонних договоров на оптовом рынке электрической энергии (мощности); д) предполагается окончательная разработка и введение в действие новых правил работы розничного рынка электроэнергии. В них будет регламентирован ряд важных для энергетики вопросов, начиная от четкого определения компаний – гарантирующих поставщиков электроэнергии и заканчивая положением о трансляции цен оптового рынка на розничный. Реализация последней идеи позволит избежать ситуации, когда оптовый рынок электроэнергии основан на рыночных принципах, а розничный – на механизме регулирования. Эта ситуация могла бы привести к катастрофе с тяжелыми последствиями для всех. Поэтому либерализуемый оптовый рынок должен быть оттранслирован в розничный. При этом защищенной группой все равно останется население, тарифы для которого будут по-прежнему устанавливаться государством; е) в 2007 году начнут работу рынки мощности и системных услуг, в основу функционирования которых будет тоже заложена идея конкуренции.
Без этих уже осуществленных и только запланированных преобразований привлечение новых инвестиций в энергетику было бы невозможным.
В результате реализации этой одобренной Правительством программы выиграют в конечном итоге все: потребители, которые будут получать электроэнергию без сбоев и без каких-либо ограничений по объему, государство, которое получит энергосистему, позволяющую экономике стабильно развиваться и бизнес, так как благодаря осуществлению этого проекта отпадет проблема присоединения к сетям новых потребителей.