Реформирование электроэнергетики: реальность и перспективы.
На одном из состоявшихся в июне заседаний Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос, имеющий особое значение для развития экономики нашей страны: реформа энергетики. Концепция реформирования была предложена министерством промышленности и энергетики Российской Федерации совместно с РАО «ЕЭС России». Этот проект после тщательного рассмотрения был одобрен Правительством.
Общая концепция реформы
Основной целью данной реформы является существенное увеличение энергомощностей в стране за счет привлечения в энергетику частных инвестиций. Значимость этого вопроса обусловлена тем, что наблюдающийся на сегодняшний момент дефицит энергомощностей тормозит развитие экономики страны. В соответствии с предложенной программой, в 2006-2010 годах общий объем ввода новых мощностей должен составить 21800 МВт (из них 1000 МВт придется на атомную энергетику, а все остальное – на РАО «ЕЭС России» и частных инвесторов). Эти показатели более чем втрое превышают весь объем ввода энергомощностей за период 2000-2005 годов. Цена программы, с учетом атомной энергетики, измеряется цифрой в 2,4 триллиона рублей.
В основу финансирования программы положен базовый принцип - частные инвестиции в максимально возможном объеме привлекаются в развитие производства электроэнергии. Государство при этом полностью оставит под своим контролем инфраструктурные сектора энергетики – диспетчерский и сетевой комплексы. Данный принцип принят и поддерживается Президентом и Правительством России.
Благодаря реализации этой программы будут достигнуты цели, имеющие огромное значение для экономики страны: удастся снять ограничения на подключение новых потребителей за счет расширения существующих сетевых мощностей; будет ликвидирован дефицит генерирующих мощностей в условиях продолжающегося роста электропотребления; обеспечена надежность функционирования энергетической системы России; нормализована ситуации в регионах пиковых энергонагрузок - Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени; разрешена проблема износа сетевой инфрастуктуры и, тем самым, удастся превратить электроэнергетику из фактора торможения экономического развития в отрасль, обеспечивающую основу устойчивого роста.
Реализация этой программы должна позволить совершить настоящий прорыв в энергетике и создать все необходимые условия для мощного роста экономики страны. Ничего подобного в недавнем прошлом в нашей стране не происходило. При этом, весь механизм привлечения инвестиций будет разворачиваться год за годом и продолжится и после 2010 года.
Мероприятия, запланированные на 2006 год
Уже в течение 2006 года будет осуществлен ряд мер, чье воплощение в жизнь позволит создать необходимую инфраструктуру для привлечения инвестиций. Во первых, с 1 августа будет запущен рынок электроэнергии «на сутки вперед». Этот рынок основан на механизме конкурентного ценообразования - аукциона ценовых заявок покупателей и продавцов электроэнергии. Он проводится ежедневно за сутки до реального времени и одновременно на каждый час суток. По результатам аукциона формируются сбалансированные плановые почасовые объемы потребления и производства электроэнергии, определяются равновесные цены на каждый час суток с учетом системных ограничений и потерь электроэнергии при передаче.
Его появление - это важнейшее изменение в конструкции энергорынка, к которому РАО «ЕЭС России» готовилось в течение длительного времени – были созданы специальные имитационные торги, в которых участники могли отработать собственные наиболее эффективные стратегии поведения на данном рынке, таким образом, к его вводу все его субъекты оказались в достаточной степени готовы. Это одна из целевых конструкций, целевых в том смысле, что это конечная конструкция реформирования. В последствии рынок, естественно, будет развиваться. Но никаких крупномасштабных преобразований, сопоставимых с тем, что сейчас произойдет при переходе к этому рынку, в дальнейшем РАО «ЕЭС» не планирует.
Второй важной мерой, одобренной Правительством, и подлежащей реализации с 1 августа этого года является введение регулируемых двусторонних договоров на оптовом рынке. Эти договора могут заключаться между продавцами и покупателями электроэнергии по обговоренным сторонами ценам, объемам, условиям оплаты, обязательствам по поставке. С 1 августа весь федеральный оптовый рынок электроэнергии (мощности) (ФОРЭМ) будет преобразован в систему двусторонних договоров. В 2006 году срок действия этих договоров будет распространяться лишь до конца этого года. Тем не менее, именно эта конструкция, конструкция двусторонних договоров, станет основой рынка в дальнейшем. Эти двусторонние договора являются регулируемыми – это означает, что и тарифы и объемы по ним будут установлены регулятором.
Третий, не менее значимый шаг – это запуск процесса дополнительной эмиссии акций, публичного предложения акций энергокомпаний на рынках ценных бумаг. Будет определен ряд межрегиональных генерирующих компаний, которые войдут в число пилотных проектов. Сначала их будет всего лишь три или четыре, но в дальнейшем их число будет увеличено.
Четвертое решение, санкционированное Правительством России в области реформирования энергетики – это проведение реорганизации головной компании РАО «ЕЭС России», осуществление которой планируется до конца 2006 года. В ходе осуществления реорганизации из состава РАО «ЕЭС России» будут выделены одна или две генерирующие компании.
Реформы в 2007-2008 годах
Вместе с тем, принятые на заседании Правительства РФ решения не исчерпываются полугодовым периодом. Они включают в себя и принципиальные решения, касающиеся следующей стадии реформы, то есть периода с 2007 по 2008 годы. За это время, начиная с первого января следующего года, будет реализовано восемь основных идей.
Первая – это либерализация с 01.01.07 оптового рынка электроэнергии в части двусторонних договоров. Доля двусторонних договоров, которые будут выводиться из числа регулируемых в свободные, будет находится в промежутке между 5 и 15 % рынка. Этот диапазон либерализации рынка будет установлен постановлением Правительства. Внутри этого диапазона, по предложению Министерства экономического развития, ежегодно будет определяться конкретная цифра либерализации рынка двусторонних договоров на конкретный год. По прогнозам специалистов, в 2007 году объем либерализации рынка двусторонних договоров с большой долей вероятности составит 5%. Это означает, что в будущем году 5% регулируемых двусторонних договоров будут преобразованы в свободные договора. Это первая важнейшая часть завершающего периода реформ.
Вторая идея – это предоставление компаниям с 01.01.07 права выхода из регулируемых двусторонних договоров. Иными словами, если два участника договора пришли к соглашению о том, что они уходят из-под регулирования, такое право им будет предоставлено.
Третья важная новая идея, которая будет введена с начала 2007 года – это заключение трехлетних договоров. Уже с 1 января следующего года часть заключаемых на энергорынке договоров будет долгосрочной.
Четвертая вводимая новация касается розничного рынка электроэнергии. Предполагается, что еще до 1 августа этого года выйдет в свет документ, с помощью которого будут установлены новые правила работы розничного рынка электроэнергии, а с 01.01.07 он начнет функционировать в полном объеме. В этом документе будет регламентировано немало значимых для российской энергетики вопросов, включая четкое определение статуса компаний – гарантирующих поставщиков электроэнергии и положение о трансляции цен оптового рынка на розничный. Введение последнего положения позволит избежать ситуации, когда оптовый рынок электроэнергии либерализован, а розничный рынок зарегулирован, что могло бы привести к катастрофе с последующими тяжелейшими последствиями для всех. Поэтому либерализуемый оптовый рынок должен быть оттранслирован в розничный, и эти принципы будут заложены в названных документах. При этом защищенной группой все равно останется население, тарифы для которого будут по-прежнему регулироваться.
Пятая идея касается перекрестного субсидирования. РАО «ЕЭС России» предполагает получение средств из федерального бюджета на работу в условиях наличия перекрестного субсидирования. Эти средства будут предназначены и для межрегионального субсидирования, также будет произведен отбор регионов, которые будут готовы принять у себя долгосрочную программу преодоления перекрестного субсидирования. И приняв эту программу, возьмутся за ее финансирование и осуществление из собственного бюджета. Для качественного стимулирования такого подхода из федерального бюджета этим регионам будут выделяться дополнительные средства.
Шестая идея затрагивает запуск функционирования рынка мощности и рынка системных услуг. Ее реализация предполагается уже в 2007 году. Участниками рынка мощности будут поставщики и покупатели мощности – участники оптового рынка, а также Системный оператор как организатор рынка мощности. Купля/продажа мощности будет осуществляться посредством проведения аукционов мощности, а также свободных двусторонних договоров на куплю/продажу мощности. Системные же услуги будут предоставляться участниками оптового рынка на конкурентной основе с целью достижения и поддержания надежного, заданного уровня качества, энергоснабжения электроэнергией потребителей.
Седьмая инновация касается вопроса, относящегося к числу среднесрочных – это дополнительная эмиссия акций энергокомпаний, их публичное предложение на рынках ценных бумаг. Именно на 2007 год предполагается осуществление самого масштабного шага в этом направлении. Особое внимание будет уделено тем самым пилотным проектам, о которых уже говорилось выше. Технология осуществления этой идеи будет основываться на одном базовом принципе – во главу угла будут поставлены сами инвесторы. Публичное предложение акций будет основным, но не единственным, способом привлечения частных инвестиций в электроэнергетику. Частные инвестиции будут привлекаться и в других формах, в том числе в форме создания дочерних и зависимых обществ на предмет вынесения туда активов РАО «ЕЭС», недостроенных или достраивающихся станций, и получения от инвесторов финансовых ресурсов для собственно осуществления строительства этих станций.
Последняя восьмая идея, реализация которой будет завершать весь процесс преобразования – это реорганизация РАО «ЕЭС России». Ее осуществление запланировано на 2008 год.
Конкретика и реалистичность
Реализация этой программы позволит осуществить колоссальный прорыв в состоянии российской энергетики, перевести ее в качественно новое состояние. Что не менее важно, привлечение инвестиций, лежащее в основе преобразований, базируется на проводимой реформе электроэнергетики, начатой еще в 2003 году и последовательно осуществляемой все это время. Сделано на данный момент уже немало – созданы энергокомпании, специализирующиеся на отдельных видах деятельности (прежде всего, это генерирующие, сетевые и сбытовые компании), сформированы основные инфраструктурные организации, успешно функционирует сектор свободной торговли и балансирующий рынок электроэнергии, разработаны и рассмотрены Наблюдательным советом организатора торгов на оптовом рынке электроэнергии – Некоммерческого Партнерства «Администратор Торговой Сети» регламенты работы оптового рынка, идут имитационные торги по новой модели оптового рынка электроэнергии. Без этих преобразований привлечение новых инвестиций в отрасль было бы невозможным.
Разработанная программа является хорошо сбалансированной в целом ряде направлений. Она сбалансирована в региональном отношении, так как будет осуществляться на территории всей страны - от Дальнего Востока до Калининграда. Программа сбалансирована и по источникам финансирования, соотношению частных и государственных капиталовложений.
Но, что самое важное, это реалистичный документ, это не мечты, а конкретный проект преобразования энергетики России, четко объясняющий те механизмы, с помощью которых и будут достигнуты поставленные цели.
Петр Федоров