Первые оценки энергосбытовых компаний высоки.
В рамках реструктуризации электроэнергетической отрасли из АО-энерго были выделены несколько десятков сбытовых компаний. Основной функцией таких предприятий, по логике реформы, является организация взаимодействия между производителями и потребителями, то есть обеспечение посреднических функций. Сбытовые компании по наследству от АО-энерго получили очень небольшие активы – контракты с крупнейшими потребителями, офисные помещения и скромный счет в банке.
Участники отрасли изначально сомневались в том, что сбытовые компании вообще могут выжить самостоятельно. Аргументы были следующими: чтобы сбыты успешно функционировали, они должны иметь какое-то конкурентное преимущество перед генерирующими компаниями, иначе последние сами будут осуществлять сбытовые функции и работать с крупнейшими потребителями напрямую. Таким конкурентным преимуществом теоретически может стать мандат «гарантирующего поставщика», который получили все сбытовые компании по умолчанию. Данный статус гарантирует сбытовой компании фиксированную надбавку к тарифу генерирующей компании за то, что сбытовая компания, в свою очередь, гарантирует бесперебойность обеспечения населения теплом и электроэнергией.
Сомнения относительно целесообразности выделения сбытов в самостоятельные компании были и в РАО ЕЭС. Поэтому большая часть сбытов сразу же после создания была отдана в управление генерирующим компаниям (ТГК), и лишь 10 сбытовых компаний в рамках эксперимента продолжили самостоятельное существование. Контрольные пакеты акций 9 из этих 10 сбытов были переданы в управление частным инвесторам. Так, по данным Интерфакса, долю РАО ЕЭС в Новгородской сбытовой компании взяла в доверительное управление Русэнерго, в Удмуртии – КЭС, в Челябэнергосбыте – Челябинское управление энерготрейдинга. Акции еще трех энергосбытовых компаний – Тамбовской, Калужской и Красноярской – передаются в доверительное управление администрациям соответствующих регионов, а долю РАО в Вологодской сбытовой компании берет в управление ОГК-6.
Единственная сбытовая компания – Ярославская – была выставлена на продажу также в рамках эксперимента. В РАО ЕЭС надеются на основе результатов аукциона увидеть, насколько частным инвесторам интересны сбытовые компании, и сколько такие компании могут стоить. На аукцион, который, по предварительным данным, может состояться уже этим летом, будет выставлено 47.4% акций Ярославской сбытовой компании, которые независимый оценщик оценил в 180 млн. руб. ($6.5 млн.), что указывает на капитализацию всей компании на уровне $13.7 млн., или примерно $0.6 за одну акцию.
У нас нет достаточно подробных данных о финансовом состоянии Ярославской сбытовой компании, чтобы оценить, насколько корректна оценка независимого оценщика. Тем не менее, чистые активы Ярославэнергосбыта составляют всего около 27 млн. руб. ($1 млн.), что, по нашему мнению, свидетельствует о сильной переоценке справедливой стоимости компании.