Кому продаем? У кого покупаем?
Первый месяц нового года - повод взглянуть на старт очередного этапа реформы энергетики.
«Это только начало большой работы»
Итак, в 2006 году в Калужской области не останется предприятий-перепродавцов электроэнергии. Какова в этом плане ситуация на сегодняшний день, об этом наш корреспондент беседует с генеральным директором ОАО «Калужская сбытовая компания» Анатолием ЯШАНИНЫМ.
- С 1 марта этого года федеральным законодательством запрещается совмещение одним юридическим лицом передачи и сбыта электроэнергии. И все же на конец прошлого года в области оставался ряд районов, чьи предприятия электрических сетей продолжали совмещать эти функции. Это - Калуга, Обнинск, Жуков, Малоярославец, Мосальск.
Поэтому было принято совместное решение о передаче муниципальными предприятиями электросетей энергосбытовых функций ОАО «Калужская сбытовая компания» с 1 января.
Таким образом, в настоящее время остался только Обнинск, но и по нему будет вскоре принято аналогичное решение.
- Что означает это событие для рядовых потребителей?
- В первую очередь, это исчезновение из нашей жизни такого понятия, как предприятие-перепродавец. Из экономической цепочки, соединяющей производителя и потребителя электроэнергии, убрано лишнее звено. Это уменьшит затраты, которые несут потребители, и сделает процесс купли-продажи электроэнергии более прозрачным и понятным всем. Кроме того, это будет препятствовать появлению локальных монополий в отдельных муниципальных образованиях.
- Насколько масштабны для нашей области такие перемены?
- Назову только несколько цифр. В МО, которые получили прямой выход на сбытовую организацию, минуя перепродавца, проживает порядка 400 тысяч человек, то есть 38 процентов жителей области. Наша сбытовая компания теперь имеет возможность продавать, минуя посредника, порядка 704 млн. кВт/час. электроэнергии, что составляет порядка 20,7 процента от нашего годового объема продаж.
- А что это дало муниципальным предприятиям?
- Они тоже выиграли. Помимо их работы в рамках нынешнего закона они теперь имеют возможность сосредоточить все свои ресурсы на передаче электроэнергии, не распыляясь на несколько видов деятельности. Все оборудование при этом останется их собственностью. Они же по-прежнему будут отвечать за обслуживание и техническое состояние своих объектов. Ремонт тоже в их ведении.
- Надо полагать, что этот организационный этап был связан с огромной рутинной работой: передача реестров потребителям, переоформление договоров с ними...
- И для бытовых абонентов, и для потребителей из числа юридических лиц, предприятий и организаций мы постарались сделать переходный процесс максимально удобным. Процедура перезаключения договоров с бытовыми абонентами была произведена по упрощенной схеме, даже без их присутствия. Но, тем не менее, и сегодня наши специалисты дают при надобности разъяснения.
- Но как бы там ни было, а все самые полезные реорганизации непременно имеют и темную сторону - люди теряют работу...
- Судьба сотрудников энергосбытовых подразделений предприятий-перепродавцов уже решена - все они переведены к нам, разумеется, с сохранением заработной платы, стажа и других социальных гарантий. А большинство из них, кстати, даже остались работать за своими столами.
Но по большому счету, говоря сегодня о передаче сбытовых функций от МУПов в нашу компанию, следует помнить, что это - только начало большой работы, целью которой является новый качественный уровень обслуживания потребителей и учета электроэнергии.
- В Москве на совещаниях в РАО «ЕЭС» часто слышатся в адрес калужских энергетиков самые лестные слова...
- У нашей энергосбытовой компании огромный опыт, мы обладаем самыми современными управленческими технологиями в области сбытовой деятельности. А главное - мы умеем сокращать издержки!
Мы и, естественно, все наши клиенты имеем выход на российский оптовый рынок электроэнергии, который с каждым годом открывает все большие возможности, в том числе и в плане экономии средств.
Да, на рынке мы известны как одна из лучших сбытовых компаний по уровню платежной дисциплины. Кроме того, в последние годы мы стремимся обновить приборы учета, которыми пользуются потребители, чтобы сделать процесс купли-продажи энергоснабжения максимально удобным и выгодным.
«У нас не было новогодних каникул»
С 1 января МУП «Калужские городские электрические сети» прекратило совмещение деятельности по передаче электроэнергии с деятельностью по ее купле-продаже.
Людмила ГОНЧАРОВА, начальник отдела реализации электроэнергии:
- Для населения процесс расчетов абсолютно не изменился. Все - на основе показаний приборов. Особенность в одном: в январе люди будут расплачиваться за декабрь и эту электроэнергию еще будет оплачивать горсеть. А уже в феврале - сбытовая компания. Что касается должников, то эти счета опять же будут предъявлены городской сети. Мы же начинаем свою деятельность как бы с чистого листа.
Очень хочется, чтобы всем стало ясно: у горсети мы забираем функции, связанные с расчетом. Для потребителей все остается без изменения. И льготы, которыми пользовался абонент, за ним сохраняются.
Лариса МАСЛОВА, и.о. начальника отдела продаж электроэнергии:
- В настоящее время калужским отделением ОАО «КСК» осуществляется оформление договоров с потребителями. В течение ноября-декабря прошлого года они были уведомлены о прекращении с 1 января 2006 года сбытовой деятельности. МУП «КГКЭС» представило нам базу данных всех своих абонентов, а именно - реестр потребителей. Нами были подготовлены и разосланы всем потребителям пакеты документов для заключения договоров.
Работа была проведена огромная всеми службами сбытовой компании. Учитывая опыт предыдущей работы, практику судебных дел, юристы подготовили полноценный договор, одинаково учитывающий как интересы самого потребителя, так и наши.
Вся работа должна быть проделана в установленные (весьма сжатые!) сроки. Учтите - для 3500 потребителей! Так что были привлечены все силы Калужского отделения «КСК», был задействован весь персонал. Не было у нас ни выходных, ни новогодних каникул.
Думаю, что наш труд не потрачен зря, ибо цель у нас одна - надежное и бесперебойное электроснабжение областного центра.
Материалы подготовила
Евгения Миленушкина.