Когда в закрытые зоны вход свободный.
Ежегодно ОАО «Калугаэнерго» распахивает двери своих подразделений для учащихся.
В минувший вторник десятиклассники школы № 12 имели возможность увидеть своими глазами даже те кабинеты, где на дверях значилось строгое «вход запрещен».
Мальчишки струсили, а Катя - нет!
Итак, первый пункт экскурсии - учебный центр «Энергетик». Его директор Людвиг Пионтко красочно и доступно вводит собравшихся в мир высоких напряжений. Собственно, что есть для всех нас электроэнергия - ребятам известно. Новость в другом, к примеру - в романтике снегопада. С одной стороны - красоты зимы, для линейщиков же - сущее наказание. Ведь именно им, невзирая на стужу и время суток, приходится возвращать людям свет.
Затем ребятам предлагаются практические занятия. Случай из ряда самых страшных: человека поразил ток, он - в состоянии клинической смерти.
Ведущий занятия Владимир Меньшиков начинает с вопроса: кого хоть раз в жизни «кусал» ток? К счастью, никого. Но не дай Бог с кем-то такое случится! Будут ли ребята в этом случае равнодушными свидетелями или попытаются спасти человека?
В качестве «жертвы» - робот Андрюша, на котором практикуются все обучающиеся в центре, а также ежегодно - все сотрудники «Калугаэнерго». Порядок действий по спасению неизменен, четок и крайне ограничен во времени. Если спасатель не уложится в пять минут - человек мертв.
Ну что, ребятки, кто самый смелый и попробует спасти Андрюшу? В классе зависла тишина. Мальчики твердость духа демонстрировать не торопятся. Спасает честь школы Катя Романова из 10 «Г». Сделала она все отлично, уложившись в нормативные минуты. Андрюша задышал!
Купить энергию - не то что кило колбасы
Термин «сбытовая компания» для ребят абсолютно непонятен. Но ее сотрудники так ярко обрисовали всю сферу деятельности, что можно быть уверенным: кто-то из выпускников 12-й школы (особенно математические вундеркинды) захочет, получив аттестат, заняться увлекательной (и прибыльной!) работой, где помимо профессиональных знаний нужно в совершенстве владеть компьютером и... представьте себе, иностранным языком! А еще - думать, думать, думать.
Пока же все усвоили, что электроэнергия - это товар, он должен покупаться по цене и в объемах, четко просчитанных. Иначе не будет прибыли. И тогда ни о каком развитии отрасли можно не мечтать.
По утверждению специалистов компании, прибыль, которую они получают, складывается из четкого, безошибочного прогнозирования, из грамотного (наверное, талантливого!) учета каждодневной ситуации с потреблением света.
Что это значит? Оказывается, сбытовики умеют предвидеть электронагрузки при просмотрах, к примеру, футбола, телесериалов. Здесь потребитель съедает много света. А вот в период дачно-грядочной страды все наоборот. И соответственно делается закупка электроэнергии. Одним словом, приступая к торгам, сбытовики знают: выигрывает на рынке тот, чьи аргументы будут весомее.
Чтобы не загорались красные точки...
Экскурсия на ТЭЦ-1. Неизменно ребятам интересно здесь все, хотя сложное оборудование им малопонятно. Знаменитый котел (только на этой станции он с 1948 года!) совсем не выглядит жалким старичком - работает себе.
Но, похоже, гостям больше понравилась диспетчерская служба, куда и едем напоследок.
Ее руководитель Сергей Иванин начинает рассказ с истории энергетики Калуги, с далекого 1912 года, когда появилась первая подстанция. Сегодня в ведении предприятия их 58. Вот они - в зале диспетчерского царства на гигантской схеме, которая незамедлительно докладывает обо всех неполадках на линии.
Мы увидели две красные точки - сигналы из Ферзикова и района сквера Мира. Диспетчер уже все понял. Незамедлительно принимаются меры.
Вот такой урок прошел у старшеклассников. Наверняка кто-то в этот день для себя решил: стану энергетиком, тем более что на работу приглашают выпускников сразу, при наличии в кармане всего лишь аттестата зрелости.
А дальше - путевка в вуз и... И, кто знает, может, высокие посты ОАО «Калугаэнерго» - за ребятами из 12-й школы.
Евгения Милёнушкина.