Как Билайн и Мегафон, но только из розетки
Как Билайн и Мегафон, но только из розетки
Электрический рынок будет как сотовый. Электроэнергетика - на пороге очередного новшества. Совет директоров РАО «ЕЭС России» принял решение о том, что РАО продает все свои региональные сбытовые компании, которые образованы на базе реорганизованных АО-энерго. В эти компании придут новые акционеры, новые собственники, которые в дальнейшем будут развивать этот бизнес. Но сначала - заплатят за приобретение этих компаний большие деньги. Эти же компании будут снабжать электроэнергией нас - население и других потребителей, в том числе промышленных. Тема эта сегодня для РАО «ЕЭС» - крайне важная. Ей в значительной степени и была посвящена состоявшаяся на днях в Клубе региональной журналистики встреча с руководством РАО «ЕЭС России».
То пояснило, зачем нужно продавать электрический сбыт. И что можно от этого выиграть. Цель продажи - синхронизировать либерализацию оптового рынка электроэнергии с розничным. Последний далеко не исчерпывается возможностью получать с граждан и предприятий плату за свет, но также позволяет превратить в бесценный актив саму базу данных о плательщиках за электроэнергию. У сбытовиков такая база наиболее полная и вполне может стать основой для так называемого биллинга, предполагающего, что энергосбытовая компания могла бы заниматься сбором платежей у населения за любые виды услуг, начиная с услуг Интернета, спутникового телевидения, услуг по погашению кредитов в банках и так далее. В том числе - и коммунальных платежей.
В РАО «ЕЭС» убеждены, что при серьезном и творческом подходе к извлечению внереализационных доходов от деятельности сбытовых компаний стоимость актива под названием «население» может существенно превосходить стоимость активов под названием «крупные промышленные потребители». А также - тот полезный отпуск промышленного характера, который на сегодняшний день все так ценят в сбытовых компаниях, и о возможностях сохранить который идут такие серьезные споры. Важно и то, что к 2008 году РАО «ЕЭС России» как организация прекратит свое существование. Поэтому необходимо сделать так, чтобы приватизация сбытов произошла с каким-то временным опережением - до момента исчезновения РАО из реестра российских предприятий. Еще один фактор - это демонополизация социальной функции. То есть правилами розничного рынка предусмотрено такое понятие, как «гарантирующий поставщик электроэнергии». Это та сбытовая компания, которая получает обязательства поставки электроэнергии по фиксированным ценам населению и социально защищенным группам потребителей. Это - больницы, роддома, унитарные предприятия и так далее. Это - с одной стороны. С другой - получает большую меру ответственности.
Сейчас идут довольно серьезные дебаты между потенциальными претендентами на статус гарантирующего поставщика. Будет ли это благом или проклятием? Ясно одно, что та компания, которая получит этот статус, будет иметь определенного рода иммунитет в отношениях с властью. К тому же эта компания получит возможность использовать различные преимущества из наличия базы потребителей - физических лиц, проживающих на территории данного региона, о которых говорилось выше. Потому что именно гарантирующий поставщик будет заниматься поставкой электроэнергии населению.
Первый конкурс на получение статуса гарантирующего поставщика состоится 1 июля 2007 года. Это означает, что после 1 июля существует гипотетическая возможность, что статус гарантирующего поставщика перейдет от компании РАО к компаниям свободного рынка. А значит, смысл содержать компании РАО под крылом пропадает. Вопрос социальной защиты населения через такую конструкцию снимается сам собой.
Но как реально будет выглядеть в таком случае процесс поставки электроэнергии населению? Нужно ли бояться прихода этого самого свободного рынка?
В РАО «ЕЭС» комментируют это дело так. Согласно правилам розничного рынка гарантирующий поставщик обязан соответствовать ряду критериев как по своим финансовым показателям, так и по характеру своей деятельности. В случае если гарантирующий поставщик прекращает выполнение своих функций или какие-то коэффициенты перестают соответствовать действительности, или же он прекращает оплату поставок электроэнергии на оптовый рынок, то у компании - порядка пяти дней на то, чтобы эти отклонения урегулировать. В случае если отклонения не урегулированы в установленный правилами срок, то функции гарантирующего поставщика автоматически переходят к сетевой компании. Администрация в лице РЭК объявляет конкурс на нового гарантирующего поставщика.
Таким образом, эта система страхует от наличия недобросовестных сбытовых компаний, которые теоретически могли бы прийти на рынок для того, чтобы собрать с населения оплату, перестать платить рынку, оптовому и розничному, и скрыться с деньгами. Такие варианты не проходят. Поскольку доставка электроэнергии в дома осуществляется сетевой компанией напрямую, и сбыт на это никак не влияет, то прекратить подачу электроэнергии сбытовая компания не может. Сети подачу электроэнергии социально незащищенным группам населения прекратить тоже не могут. Соответственно, сбыт в этой цепочке является посредником и автоматически из нее исключается, как только перестает выполнять свои обязательства перед производителями и перед сетевой компанией.
Руководством РАО «ЕЭС» сегодня определен перечень из 8 компаний, которые будут проданы до конца мая текущего года. Задача - продать 52 сбытовых компании до конца 2008 года. Закономерный вопрос: что за конструкция электрического рынка получится на выходе? С 2012 года она должна стать очень близко похожей на рынок сотовой связи. В РАО «ЕЭС» любят рисовать сюрреалистическую картину на основании того, что происходит в странах, которые 5-6 лет назад либерализовали свой рынок электроэнергии. Итак, к 2012 году в каждом регионе будет 3-4 крупных сбытовых компании, которые, скорее всего, будут федерального размера. Они будут созданы за счет объединения, слияния, поглощения десятков мелких сбытовых компаний, которые получатся в процессе начинающейся сегодня распродажи энергосбытов. Последует процесс укрупнения. Наиболее интересный аналог - это сотовая связь.
Ведь как там все было? В каждом регионе была своя компания - оператор сотовой связи, да не одна, а две, три, четыре, пять. Сейчас все-таки подавляющая доля рынка принадлежит «БиЛайн», МТС и «Мегафону». Притом, что существуют отдельные, сильные региональные компании.
Скорее всего, так же будет выглядеть рынок оказания услуг в области электроэнергии. То есть это будет олигополия, где будут 3-4 крупных игрока. И между ними тем не менее будет конкуренция. Так же, как мы сегодня имеем возможность выбрать между «БиЛайн», МТС и «Мегафоном». Это позволяет нам рассчитывать на то, что качество услуг будет постепенно повышаться - они же конкурируют меж собой. Примерно то же самое будет на рынке электроэнергии. Будет конкуренция, скорее всего, не в цене, а в качестве сервиса. Потому что уровень сбытовой надбавки, скорее всего, зафиксируется в определенных диапазонах. Эти диапазоны позволят компаниям быть экономически надежными и вести свою деятельность, не зарабатывая, с одной стороны, сверхприбыли, но, с другой стороны, не проседая регулярно в минусе и обеспечивая себе стабильную платежеспособность.
В РАО «ЕЭС» уверены, что в результате население будет получать более высокий уровень услуг.
Андрей МАКАРОВ.