Интервью первого заместителя генерального директора ОАО «Калужская сбытовая компания» Анатолия Николаевича Яшанина журналу «Энергорынок». № 5 2004 год.
ЭСК можно разделить на две категории: выделившиеся в процессе реорганизации АО-энерго и коммерческие (независимые) компании. Сегодня многие из тех, кто обладает ресурсами (финансовыми, административными), стремятся создать свою компанию, понимая, что вхождение в бизнес ранее закрытый теперь реально и может стать весьма доходным.
Однако путь к успеху всегда тернист, а светлое будущее подчас намного отдаленней, нежели казалось на первый взгляд.
Рассказать о том, что представляет собой бизнес энергосбытовых/энергоснабжающих компаний сегодня и каковы его перспективы, мы попросили представителей как первой, так и второй категории ЭСК.
1. Как вы оцениваете текущее положение ЭСК?
2. Что необходимо для развития бизнеса ЭСК?
3. С какими проблемами сегодня приходится сталкиваться ЭСК?
4. Насколько остро стоит проблема неплатежей?
5. Что нужно для того, чтобы добиться успеха на рынке?
6. Как вы оцениваете перспективность развития бизнеса ЭСК в России?
1. Финансово-экономическое положение энергосбытового подразделения ОАО «Калугаэнерго», на базе которого с 1 апреля 2004 г. начала функционировать самостоятельная компания ОАО «Калужская сбытовая компания», является стабильным на протяжении ряда лет. С одной стороны, менеджерами и сотрудниками компании накоплен большой опыт ведения энергосбытовой работы в современных экономических условиях, отлажены все бизнес-процессы. С другой стороны, большинство потребителей стали понимать, что электроэнергия - это товар, а не социальное благо и за этот товар необходимо рассчитываться своевременно и в полном объеме.
2. На сегодняшний день в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность предприятий электроэнергетики, имеются пробелы. И для развития бизнеса энергосбытовых компаний необходимо скорейшее принятие полного пакета законов, которые будут регулировать работу сбытов. Нужны нормативные акты, которые бы позволили стабилизировать отношения по схеме расчетов с оптовым и потребительским рынками, более эффективно сформировать инструментарий работы рынка «5-15%». Также необходимо скорейшее решение вопроса перекрестного субсидирования - без этой меры невозможно создание условий для справедливой конкуренции между энергосбытовыми компаниями в отдельных регионах.
3. Хотелось бы выделить две основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются энергосбытовые компании.
Первая - низкое качество и несоответствующий технический уровень приборов учета, установленных в отечественной энергосистеме. Основной итог этих технических несовершенств - несоответствие показаний первичного и вторичного учета электроэнергии и как следствие дополнительные потери.
Вторая проблема - это убытки, связанные с хищением электроэнергии и цветных металлов с линий электропередач. Нередко целые населенные пункты остаются без электроэнергии потому, что энергооборудование основной и резервной линий разграблено. Предпринимаются меры, чтобы предотвратить хищения, но на фоне позиции правоохранительных органов и наших законодателей они не позволяют искоренить данную проблему.
Серьезную озабоченность вызывает практика вынесения судебных решений по делам о хищениях электроэнергии и цветных металлов с линий электропередач. Человек, вина которого доказана, а сумма ущерба составляет десятки или сотни тысяч рублей, получает приговор с отсрочкой его исполнения, и лишь ранее судимые отбывают наказание в исправительных заведениях.
Проблема хищений в большей степени затрагивает деятельность сетевой компании, но сказывается и на работе ЭСК, которая из-за недобора денежных средств и недоотпуска электроэнергии не имеет возможности в полной мере возмещать затраты сетевой компании по транспорту электроэнергии.
4. В данный момент можно констатировать полное взаимопонимание между ОАО «Калужская сбытовая компания» и промышленными предприятиями: практически все они оплачивают 100% потребленной электроэнергии и в полном объеме в соответствии с условиями договоров осуществляют предоплату. До 2002-2003 гг. оставалась сложной ситуация с оплатой отпущенных энергоресурсов со стороны оптовых предприятий-перепродавцов электроэнергии. Но к прошлому году ОАО «Калугаэнерго» приобрело в собственность имущество ОПП на территории всей Калужской области, за исключением нескольких населенных пунктов. Лишнее звено в хозяйственной цепочке было устранено: компания заключила с потребителями прямые (минуя перепродавцов) договора, и это положительно повлияло на своевременность и полноту расчетов за отпущенную электроэнергию.
5. Успех энергосбытовой компании на рынке будет зависеть от наличия в команде единомышленников-профессионалов. В Калужской сбытовой компании такая команда есть. Наши менеджеры научились эффективно реагировать на изменения рынка и тарифной политики. Также налажено взаимодействие с другими участниками процесса энергоснабжения - диспетчерской службой и сетевой компанией. Все это позволяет Калужской сбытовой компании быть уверенной в собственной стабильной работе и привлекательности для потребителей в условиях конкуренции.
6. Интерес к реформе электроэнергетики и к тем возможностям, которые она дает, есть и у потребителей электроэнергии, и у тех компаний, которые обеспечивают процесс энергоснабжения. Спрос на услуги ЭСК, организующих процесс купли-продажи электроэнергии оптимальным для потребителя способом, существует. И по мере либерализации электроэнергетики у сбытовых компаний появляется возможность удовлетворить его и предложить потребителям не одну стандартную услугу, а целое меню с ассортиментом услуг. И если реформирование отрасли будет идти в намеченном русле, то энергосбытовый бизнес будет развиваться.