Интервью Генерального директора ОАО «Калужская сбытовая компания» Анатолия Николаевича Яшанина Калужской областной газете «Знамя в семье» 20 июля 2006 года № 29 (27280).
В июне вопросы реформирования российской энергетики заняли первые полосы газет, немало выпусков теленовостей начиналось именно с них. Поводов для этого было более чем достаточно. Сначала, второго июня, состоялось совещание у Президента Российской Федерации, а затем, спустя пять дней этот вопрос был обсужден уже на заседании Правительства России. На этих важных совещаниях рассматривался проект преобразования российской энергетики, предложенный министерством промышленности и энергетики Российской Федерации и РАО «ЕЭС России». После внимательного изучения этот проект получил поддержку, как Правительства, так и Президента России. Уточнить суть данной реформы для наших читателей мы попросили Генерального директора ОАО «Калужская сбытовая компания» Анатолия Николаевича Яшанина.
- Все предыдущее десятилетие энергетика была как бы выгодным донором. За счет нее решались многие социальные вопросы.
- Именно поэтому у нас накапливались проблемы, а средств на их реализацию катастрофически не хватало. У нас тарифы на электроэнергию росли не так значительно как в других областях, и это при том, что уровень платежей «живыми» деньгами был крайне низким, например, в 1998 году он составил лишь 14 процентов от общей стоимости отпущенной электроэнергии, остальное – это бартер, взаимозачеты и значительные суммы задолженностей потребителей перед энергетиками. Возможно, это и было оправдано с социальной точки зрения, но оказалось весьма пагубно для технического состояния электроэнергетики. В итоге, в 2004 году износ оборудования в энергетике составил 56,5%. Уже около 25% электростанций выработали свой парковый ресурс, по прогнозам экспертов, без привлечения существенных средств и коренного изменения ситуации в отрасли к 2010 этот показатель может увеличиться до 37%. С 1998 года российское производство и российская экономика в целом стали развиваться, и это стало новым важным обстоятельством для энергетики. Дело в том, что необходимым условием роста любой экономической системы является наличие у нее для этого необходимых энергетических мощностей. Экономический рост всегда сопровождается ростом энергопотребления в стране. Скажем на территории Калужской области этой зимой суточный максимум энергопотребления составил 17183 МВтч, а часовой – 840 МВтч, это абсолютно рекордные показатели, которые нельзя в принципе сравнить с данными середины 90-х. Это величины разного порядка.
- Сейчас в связи с интенсивным развитием экономики с каждым днем требуется все больше энергомощностей. Именно на этом государство экономило все предыдущие десять лет. А что уж говорить об изношенном, выжившем все сроки оборудовании…
– Совершенно верно. Доля введенных в строй генерирующих мощностей за период с 1991 по 2000 годы составляет всего лишь 6,5 процента от всех мощностей электростанций России, в то время как за период с 1971 по 1980 год было введено более 31 процента из ныне действующих мощностей. Поэтому уже сейчас в некоторых субъектах РФ столкнулись с ситуацией, когда энергетики вынуждены отказывать тем, кто обращается с просьбой о подключении к сетям новых абонентов. Дальнейшая эксплуатация энергетического комплекса страны, за счет того, что было сделано во времена СССР, когда государство вкладывало в развитие энергетики значительные средства, более невозможна.
В соответствии с предложенной программой в 2006-2010 годах общий объем ввода новых мощностей должен составить 21800 МВт (из них 1000 МВт придется на атомную энергетику, а все остальное – на долю РАО «ЕЭС России» и частных инвесторов). Эти показатели более чем втрое превышают весь объем ввода энергомощностей за период 2000-2005 годов.
- Такие грандиозные планы! Неужели с нашими деньгами их осилить?
- Нет, конечно. Был разработан детальный механизм ее финансирования, в основу которого заложено привлечение как государственных, так и частных средств. Государственные средства будут привлечены в монопольные сектора энергетики (передача электроэнергии по сетям и оперативно-диспетчерское управление), финансирование крупных гидроэлектростанций, а также изолированных энергосистем. Частные инвестиции будут направлены на всю остальную российскую энергетику, прежде всего, на генерирующий сектор. Что особенно важно, основным принципом, на котором построена вся работа по привлечению инвесторов, является ее ориентация не только на кратко- и среднесрочные перспективы, но и долгосрочные, что позволит получать капиталовложения от частных инвесторов и после окончания формальных сроков действия данной программы. Механизм гарантирования инвестиций был одобрен Правительством РФ еще в декабре 2005 года. Его суть проста – инвестор, выбранный на конкурсной основе, построит в энергодефицитном регионе электростанцию. Если цена электроэнергии на рынке окажется ниже той, что необходима для окупаемости данного инвестиционного проекта, то самому инвестору возместят разницу между этими ценами. Средства на это будут заложены в тарифе «Системного оператора» в виде дополнительной платы за мощность. Сразу хочу оговориться, что этот тариф, затрагивает только энергокомпании и не касается населения, поэтому дополнительная плата за мощность не приведет к росту энерготарифов для населения. Таким образом, удастся решить проблему дефицита мощностей в регионе, и от этого выиграют абсолютно все потребители, а предприниматель получит гарантии «безубыточности» своих инвестиций. Уже принято решение, что с помощью данного механизма привлечения инвестиций будут построены 6 энергообъектов суммарной мощностью 2850 МВт., а в последующие годы с его помощью будут построены еще 2150 МВт.
- Чтобы завлечь инвестора, нужно создать для него максимально привлекательные условия. Он ведь должен знать, куда вкладывает деньги, и что от этой сделки он будет иметь.
- Естественно, для привлечения частных инвестиций необходимо было осуществление серьезных институциональных преобразований в энергетике, которые дали бы инвесторам гарантии стабильности условий, на которых они вкладывают деньги и в которых будут вести бизнес. Это можно сделать лишь заложив в основу работы в отрасли рыночные механизмы, принципы честной конкуренции. Поэтому, уже с 2003 года РАО «ЕЭС России» осуществляет последовательные преобразования в области энергетики. За это время холдингу удалось сделать многое: создать компании, занимающиеся монопрофильными видами деятельностями – производством, сбытом и передачей по сетям электрической энергии; ввести в работу сектор свободной торговли и балансирующий рынок электроэнергии; организовать имитационные торги по новой модели оптового рынка электрической энергии, в ходе которых покупатели, продавцы электроэнергии и инфраструктурные организации отрабатывают взаимодействие между собой; ввести запрет на совмещение одним юридическим лицом конкурентных и монопольных видов деятельности в энергетике и т.д.
- На последней встрече с журналистами А.Чубайс не скрывал волнения по поводу правительственного решения. Не одобрило бы оно скрупулезно просчитанную им программу, «энергетический тупик» ощутил бы в ближайшее время каждый россиянин. Итак, правительство сказало проекту «да». А это значит, что в ближайшее время в энергетике снова намечаются крупные преобразования?
- Уже в 2006 году начнет работу рынок «на сутки вперед», основанный на механизме конкурентного ценообразования и проводящийся ежедневно за сутки до реального времени потребления и одновременно на каждый час суток. С 1 августа текущего года будут введены регулируемые двусторонние договора между участниками оптового рынка по поводу покупки электрической энергии. Эти договора могут заключаться между продавцами и покупателями электроэнергии по обговоренным сторонами ценам, объемам, условиям оплаты, обязательствам по поставке. Часть из них будет в 2007 году либерализована. Это означает, что покупатели и продавцы сами будут договариваться между собой о цене. Участникам двусторонних договоров будет предоставлено право выхода из договора при наличии у них такого взаимного желания. Предполагается окончательная разработка и введение в действие новых правил работы розничного рынка электроэнергии. В них будет регламентирован ряд важных для энергетики вопросов, начиная от четкого определения компаний – гарантирующих поставщиков электроэнергии и заканчивая положением о трансляции цен оптового рынка на розничный. При этом защищенной группой все равно останется население, тарифы для которого будут по-прежнему устанавливаться государством. В 2007 году начнут работу рынки мощности и системных услуг, в основу функционирования которых будет тоже заложена идея конкуренции. Без этих уже осуществленных и только запланированных преобразований привлечение новых инвестиций в энергетику было бы невозможным. В результате реализации этой одобренной Правительством программы выиграют в конечном итоге все: потребители, которые будут получать электроэнергию без сбоев и без каких-либо ограничений по объему, государство, которое получит энергосистему, позволяющую экономике стабильно развиваться и бизнес, так как благодаря осуществлению этого проекта отпадет проблема присоединения к сетям новых потребителей.
Беседовала Евгения Миленушкина