Интервью генерального директора ОАО «Калужская сбытовая компания» газете Калужской области «Весть». 27 сентября 2006 года, № 310 (4803), 28 сентября 2006 года, № 311-312 (4804-4805).
По новой модели
Принятые 31 августа 2006 г. Правительством Российской Федерации постановления - «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» и «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)», существенно изменяют порядок взаимоотношений производителей, поставщиков и потребителей электроэнергии, путем масштабного преобразования функционирования энергорынков.
Пояснить суть преобразований рынков электроэнергии, рассказать о том, что они несут для потребителей Калужской области, редакция «Вести» попросила Анатолия Яшанина, генерального директора ОАО «Калужская сбытовая компания», организации занимающейся энергоснабжением нашей области.
- Анатолий Николаевич, для чего вообще потребовалось преобразование рынков?
- Начало работы энергорынков по новой модели – логичное продолжение той программы по привлечению инвестиций в российскую электроэнергетику, которая была одобрена Правительством России, с целью увеличения генерирующих мощностей, устранения энергодефицита и повышения надежности энергоснабжения потребителей. Дополнительные капиталовложения, столь необходимые нашей отрасли, могут быть привлечены только в те сферы, где потенциальные инвесторы четко знают правила, по которым им предлагают работать. Как показывает опыт, процесс привлечения инвестиций был успешен там, где в основу работы были положены рыночные механизмы и добросовестная конкуренция. Формирование именно такой среды и является целью преобразований оптового и розничных рынков электроэнергии.
Следует отметить, что процесс реформирования не является спонтанным. Вот уже три года, в соответствии с утвержденной «Концепцией стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003-2008 годы «5+5», холдинг осуществляет последовательные преобразования в области энергетики. Важно отметить, что реформирование энергетики всегда осуществлялось открыто, что позволяло не просто знакомить потребителей с принятой концепцией, а вносить в нее необходимые изменения. Сочетание последовательности с осторожностью является, пожалуй, важнейшей чертой данного реформирования, так как в нашей отрасли цена любой ошибки огромна и перед реализацией любой идеи необходима ее тщательная проработка и проверка, именно поэтому, например, организовывались имитационные торги по новой модели оптового рынка электроэнергии.
- Расскажите о новой модели оптового рынка электроэнергии.
- Вместо действовавшего ранее регулируемого сектора на оптовом рынке электроэнергии внедрена система регулируемых двусторонних договоров. Они позволят исключить накопление стоимостного небаланса, складывавшегося на рынке из-за несоответствия стоимости купленной и проданной электрической энергии участниками оптового рынка. Эта проблема была очень актуальна, так как создавала серьезные финансовые риски для генерирующих компаний. Ее разрешение позволит повысить их инвестиционную привлекательность.
Поставщики и покупатели – контрагенты по регулируемым договорам определяются Администратором торговой системы (НП «АТС»), исходя из соблюдения балансовых условий. В результате каждый покупатель будет заключать пакет регулируемых договоров с поставщиками, который формируется таким образом, чтобы обеспечить цену покупки электроэнергии (мощности) на уровне цены, определенной для данного покупателя Федеральной службой по тарифам.
Покупателям в новом рынке предоставляется право уменьшить объемы, покупаемые ими по регулируемым договорам, не более чем на 15 процентов, и с условием, что такое уменьшение осуществляется по всему пакету заключенных покупателем регулируемых договоров. Кроме того, по отдельному регулируемому договору покупателю и поставщику также предоставляется право по взаимному согласию уменьшить объемы электрической энергии, но не более, чем на 15 процентов.
В 2006 году регулируемые договоры будут заключаться до окончания года. Начиная с 2007 года, участникам будет предоставлено право заключать долгосрочные регулируемые договоры (от одного года). Длительность таких договоров будет устанавливаться министерством промышленности и энергетики Российской Федерации по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. Переход участников на долгосрочные двусторонние отношения в условиях либерализации рынка обеспечит прогнозируемость стоимости электрической энергии (мощности) в длительной перспективе, что является залогом инвестиционной привлекательности электроэнергетики. Особенно важна возможность построения долгосрочных отношений, которую дает новая модель, для производителей электроэнергии. Ведь именно благодаря таким отношениям возможно формирование стабильного и предсказуемого объема выручки от продажи электроэнергии и мощности, что позволит создать необходимые условия для развития генерации и привлечения инвестиций.
Регулируемые договоры в 2006 году будут заключаться на полные объемы электроэнергии и мощности из прогнозного баланса, утвержденного Федеральной службой по тарифам на 2006 год. Начиная с 2007 года объемы электрической энергии (мощности), торгуемые на оптовом рынке по регулируемым ценам, будут планомерно уменьшаться и определяться долей от объемов прогнозного баланса 2007 года. Темпы такого снижения будут устанавливаться ежегодно Правительством Российской Федерации при утверждении прогнозов социально-экономического развития. В 2007 году снижение объемов, торгуемых по регулируемым договорам, составит 5%. Постепенность уменьшения регулируемой части рынка позволит участникам рынка с минимальными рисками адаптироваться к новым условиям, получить ценовые ориентиры и выработать наиболее эффективные стратегии участия в конкурентном рынке. Именно применение регулируемых двухсторонних договоров позволит обеспечить стопроцентное потребление электроэнергии населением по установленным государством тарифам.
Не покрытые регулируемыми договорами объемы электроэнергии будут торговаться по свободным нерегулируемым ценам. Таких способов торговли электроэнергией в новой модели оптового рынке два – это свободные двусторонние договоры и рынок «на сутки вперед». В рамках свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки.
Основой рынка «на сутки вперед» является проводимый НП «АТС» конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением часовых равновесных узловых цен и объемов поставки. Если происходит отклонение от запланированных за сутки вперед объемов поставки, участники покупают или продают их на балансирующем рынке. При этом отбор участников для компенсации возникающих в системе отклонений осуществляется также по принципам конкурентной торговли – в первую очередь продают электрическую энергию самые «дешевые» поставщики на рынке.
В целом рынок «на сутки вперед» заменяет существующий сегодня сектор свободной торговли – отличие состоит в том, что во вводимом рынке «на сутки вперед» участники подают заявки на полные объемы производства и потребления (в отличие от сегодняшних 15 процентов объемов производства для поставщиков и 30 процентов потребления для покупателей). Существенно и то, что результаты такого аукциона ценовых заявок будут являться основой для планирования системным оператором режимов производства и потребления электроэнергии в системе. Таким образом, и в рынке «на сутки вперед» и в балансирующем рынке поставщики через подачу ценовых заявок будут сообщать о своих предпочтениях по загрузке генерирующих объектов, что позволит достигнуть эффективного распределения ресурсов в энергосистеме.
В новой модели оптового рынка мощность является отдельным объектом торговли. Участниками рынка мощности будут поставщики и покупатели мощности, а также системный оператор как организатор этого рынка. Купля/продажа мощности будет осуществляться посредством проведения аукционов мощности, а также свободных двусторонних договоров на куплю/продажу мощности. Но до введения конкурентных принципов торговли мощностью она полностью будет торговаться по регулируемым договорам. Поставщикам будет оплачиваться 100 процентов их установленной мощности, включенной в прогнозный баланс (в отличие от сегодняшней ситуации, когда поставщикам оплачивается 85 процентов установленной мощности их генерирующего оборудования). Вместе с этим вводятся требования к поставщикам по поддержанию их генерирующего оборудования в постоянной готовности к выработке электрической энергии. При невыполнении обязательных требований оплата мощности поставщикам будет снижена, что дает им экономические стимулы для выполнения заданных требований. Это, безусловно, будет эффективным механизмом повышения уровня надежности энергоснабжения.
- С целью создания экономических условий для притока инвестиций, - рассказывает А.Яшанин, - все новые мощности (не учтенные в утверждаемом Федеральной службой по тарифам России прогнозном балансе на 2007 год) будут участвовать в оптовом рынке по свободным нерегулируемым ценам. Регулируемые договоры в отношении таких объектов генерации заключаться не будут. Это же касается и новых объектов потребления – регулируемые договоры могут быть заключены в отношении таких объектов лишь в том случае, если в 2007 году имелись технические условия для их присоединения к электрическим сетям.
Сейчас готовятся к запуску рынки системных услуг и производных финансовых инструментов.
Важно то, что данная конструкция регулируемых договоров позволит постепенно снижать объемы электроэнергии (мощности) по регулируемым договорам, расширяя сферу действия свободных (нерегулируемых) цен. Это даст возможность к моменту окончания переходного периода реформирования электроэнергетики перейти к полностью конкурентному оптовому рынку.
По сути, эта модель оптового рынка является базой для формирования целевой модели: все ключевые элементы рынка сформированы и в дальнейшем ничего принципиально нового на оптовом рынке не появится.
- Последнее время приходится слышать термин «гарантирующий поставщик». Что он означает?
- Если изменения, произошедшие на оптовом рынке, касаются только собственно энергокомпаний, то преобразования розничного рынка имеют уже непосредственное отношение к потребителям, главным образом, к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Так вот. На розничном рынке появился новый субъект электроэнергетики – «гарантирующий поставщик». В соответствии с новыми правилами функционирования розничных рынков статусом гарантирующего поставщика на территории Калужской области наделено ОАО «Калужская сбытовая компания».
Гарантирующий поставщик обязан заключать договора на поставку электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем, расположенным в его зоне деятельности. Потребитель вправе приобретать электрическую энергию на розничном рынке либо у гарантирующего поставщика, либо у любой энергосбытовой организации, не обладающей этим статусом. При этом альтернативные энергосбытовые организации свободны в заключении договоров и определении их условий. В свою очередь потребитель, которого не устраивают условия покупки электроэнергии у такой энергосбытовой организации, вправе в установленном порядке расторгнуть с ней ранее заключенный договор и обратиться за заключением договора к гарантирующему поставщику. Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики изменен механизм формирования цены электрической энергии на розничном рынке. Юридические лица и индивидуальные предприниматели будут приобретать у гарантирующего поставщика по тарифам, регулируемым государственными органами, только часть потребляемой электроэнергии. Другая часть электрической энергии будет поставляться по ценам, отражающим ее стоимость, сложившуюся на конкурентном оптовом рынке.
Так, в сентябре-декабре ОАО «Калужская сбытовая компания» сможет закупить и продать по регулируемым тарифам только тот объем электроэнергии, который был определен прогнозным балансом, утвержденным Федеральной службой по тарифам. Если в сентябре-декабре 2006 года энергопотребление в Калужской области превысит прогнозный уровень, то дополнительная электроэнергия будет закупаться на оптовом рынке электроэнергии по конкурентной цене и, соответственно, будет поставляться потребителям розничного рынка по цене, учитывающей конкурентную составляющую оптового рынка.
В 2007 году объем электроэнергии, закупаемой на оптовом рынке электроэнергии для нужд всей Калужской области по регулируемым ценам составит 95% от прогнозного электропотребления, определенного балансом, утвержденным Федеральной службой по тарифам. Остальная электроэнергия будет закупаться по рыночным ценам.
В последующие годы доля закупок электроэнергии на оптовом рынке будет уменьшаться темпами от 5 до 15 процентов в год от прогнозного объема потребления электроэнергии в энергосистеме. Конкретная величина для каждого последующего года будет определяться Правительством Российской Федерации при внесении проекта федерального бюджета. При этом электроэнергия, покупаемая сверх прогнозного уровня энергопотребления, будет поставляться по рыночной цене.
Необходимо отметить, что стоимость электроэнергии, поставляемой потребителям с учетом конкурентной цены на оптовом рынке, не может быть выше предельного уровня нерегулируемых цен электрической энергии, установленного регулятором оптового рынка - НП «АТС» (Некоммерческим партнерством «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы»). Указанные преобразования направлены на создание реальных рыночных отношений между потребителями и поставщиками электрической энергии и установлению гарантии для защиты потребителей от существенного роста цен на электроэнергию.
Изменения механизма ценообразования на розничном рынке не затронут бытовых потребителей, для которых стоимость электроэнергии в полном объеме будет по-прежнему регулироваться установленными государством тарифами.
Ввиду того, что новые правила функционирования электроэнергетики могут вызвать у потребителей немало вопросов, ОАО «Калужская сбытовая компания» запланировало и уже осуществляет проведение ряда мероприятий для разъяснения потребителям Калужской области основных положений новых правил розничного рынка и изменений, вносимых в действующие договора: открыта «горячая линия», посвященная работе розничного рынка (номер телефона (4842) 506-422), потребителям будут направлены информационные письма, мы также организуем для них специальные семинары. Вся необходимая информация о работе розничного рынка электроэнергии области, в том числе о стоимости приобретаемой компанией электрической энергии, будет размещаться на специальных разделах сайта компании (www.kalugamarket.ru). Кроме того, информацию о рыночной цене электроэнергии, сложившейся на оптовом рынке, можно регулярно проверять на сайте организатора торгов – НП «АТС» (www.np-ats.ru).
Беседовал Леонид Бекасов.