Интервью генерального директора ОАО «Калужская сбытовая компания» еженедельнику «Неделя Обнинска». 27 сентября 2006 года. № 36 (53).
Принятые 31 августа 2006 г. Правительством Российской Федерации постановления - «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» и «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)», существенно изменяют порядок взаимоотношений производителей, поставщиков и потребителей электроэнергии, путем масштабного преобразования функционирования энергорынков.
Пояснить суть преобразований рынков электроэнергии, рассказать о том, что они несут для потребителей Калужской области, мы попросили Генерального директора ОАО «Калужская сбытовая компания» Анатолия Яшанина.
- Анатолий Николаевич, не многовато ли, на Ваш взгляд, изменений в области энергетики происходит в последнее время? Мне кажется. Что обыватели с трудом понимают их суть.
- Начало работы энергорынков по новой модели – логичное продолжение той программы по привлечению инвестиций в российскую электроэнергетику, которая была одобрена Правительством России, с целью увеличения генерирующих мощностей, устранения энергодефицита и повышения надежности энергоснабжения потребителей. Дополнительные капиталовложения, столь необходимые нашей отрасли, могут быть привлечены только в те сферы, где потенциальные инвесторы четко знают правила, по которым им предлагают работать. Как показывает опыт, процесс привлечения инвестиций был успешен там, где в основу работы были положены рыночные механизмы и добросовестная конкуренция. Формирование именно такой среды и является целью преобразований оптового и розничных рынков электроэнергии.
- Все ли продумано в новой схеме? Ведь рынок рынку рознь, а свет потребителям нужен как воздух!
- Безусловно в новой модели учтены интересы всех сторон - от потребителей до поставщиков. Процесс реформирования не является спонтанным. Уже с 2003 года, в соответствии с утвержденной «Концепцией стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003-2008 годы «5+5», холдинг осуществляет последовательные преобразования в области энергетики. Важно отметить, что реформирование энергетики всегда осуществлялось открыто, что позволяло не просто знакомить потребителей с принятой концепцией, а вносить в нее необходимые изменения. Сочетание последовательности с осторожностью является, пожалуй, важнейшей чертой данного реформирования, так как в нашей отрасли цена любой ошибки огромна и перед реализацией любой идеи необходима ее тщательная проработка и проверка, именно поэтому, например, организовывались имитационные торги по новой модели оптового рынка электроэнергии. Новая модель поможет привлечь инвесторов.
- Анатолий Николаевич, давайте затронем сердцевину вопроса. Даст ли внедрение новой модели позитивный толчок к развитию всей отрасли электроэнергетики?
- Несомненно. Ведь участниками оптового рынка электроэнергии будут продавцы электроэнергии (генерирующие компании и импортеры электроэнергии), покупатели (сбытовые компании, включая гарантирующих поставщиков, приобретающие электроэнергию с целью дальнейшей перепродажи конечным потребителям; потребители, покупающие электроэнергию для удовлетворения собственных производственных нужд; экспортеры электроэнергии – организации, осуществляющие деятельность по покупке электрической энергии на отечественном оптовом рынке в целях ее экспорта в зарубежные энергосистемы) и инфраструктурные организации, выполняющие на оптовом рынке свои специфические функции (системный оператор – обеспечивает качество поставляемой электроэнергии и надежность работы системы, осуществляет планирование и управление режимами; администратор торговой системы – предоставляет услуги по организации торговли на оптовом рынке; сетевые организации – предоставляют услуги по присоединению к сети и ее использованию для передачи электроэнергии от производителей к потребителям).
- Правильно ли я понимаю, что фактически, выстраивается некая строгая структура во взаимоотношениях участников оптового рынка и обозначенные Вами нововведения обеспечат бесперебойную работу?
- Именно так! Понимаете, вместо действовавшего ранее регулируемого сектора на оптовом рынке электроэнергии внедрена система регулируемых двусторонних договоров. Они позволят исключить накопление стоимостного небаланса, складывавшегося на рынке из-за несоответствия стоимости купленной и проданной электрической энергии участниками оптового рынка. Эта проблема была очень актуальна, так как создавала серьезные финансовые риски для генерирующих компаний. Ее разрешение позволит повысить их инвестиционную привлекательность.
- А с кем покупатель электроэнергии, например, Ваша сбытовая компания, теперь будет заключать договор на оптовом рынке?
- Поставщики и покупатели – контрагенты по регулируемым договорам определяются Администратором торговой системы (НП «АТС»), исходя из соблюдения балансовых условий. В результате каждый покупатель будет заключать пакет регулируемых договоров с поставщиками, который формируется таким образом, чтобы обеспечить цену покупки электроэнергии (мощности) на уровне цены, определенной для данного покупателя Федеральной службой по тарифам.
- Есть ли какие-то плюсы в новой системе именно для покупателей?
- Покупателям в новом рынке предоставляется право уменьшить объемы, покупаемые ими по регулируемым договорам, не более чем на 15 процентов, и с условием, что такое уменьшение осуществляется по всему пакету заключенных покупателем регулируемых договоров. Кроме того, по отдельному регулируемому договору покупателю и поставщику также предоставляется право по взаимному согласию уменьшить объемы электрической энергии, но не более, чем на 15%.
- Анатолий Николаевич, изменились ли сроки заключения регулируемых договоров в связи с реформой, и будут ли подписывать энергосбытовые компании долгосрочные контакты с производителями электроэнергии?
- В 2006 году регулируемые договоры будут заключаться до окончания года. Начиная с 2007 года, участникам будет предоставлено право заключать долгосрочные регулируемые договоры (от 1 года). Длительность таких договоров будет устанавливаться министерством промышленности и энергетики Российской Федерации по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. Переход участников на долгосрочные двусторонние отношения в условиях либерализации рынка обеспечит прогнозируемость стоимости электрической энергии (мощности) в длительной перспективе, что является залогом инвестиционной привлекательности электроэнергетики. Особенно важна возможность построения долгосрочных отношений, которую дает новая модель, для производителей электроэнергии. Ведь именно благодаря таким отношениям возможно формирование стабильного и предсказуемого объема выручки от продажи электроэнергии и мощности, что позволит создать необходимые условия для развития генерации и привлечения инвестиций.
-Насколько быстро энергосбытовые компании, заключившие договоры с продавцами электроэнергии, смогут адаптироваться в новой системе?
- Регулируемые договоры в 2006 году будут заключаться на полные объемы электроэнергии и мощности из прогнозного баланса, утвержденного Федеральной службой по тарифам на 2006 год. Начиная с 2007 года объемы электрической энергии (мощности), торгуемые на оптовом рынке по регулируемым ценам, будут планомерно уменьшаться и определяться долей от объемов прогнозного баланса 2007 года. Темпы такого снижения будут устанавливаться ежегодно Правительством Российской Федерации при утверждении прогнозов социально-экономического развития. В 2007 году снижение объемов, торгуемых по регулируемым договорам, составит 5%. Постепенность уменьшения регулируемой части рынка позволит участникам рынка с минимальными рисками адаптироваться к новым условиям, получить ценовые ориентиры и выработать наиболее эффективные стратегии участия в конкурентном рынке.
- А нужны ли вообще эти «регулируемые договоры»? Может быть, имело смысл от них вообще отказаться с самого начала?
- Нет, Вы не правы. Именно применение регулируемых двухсторонних договоров позволит обеспечить стопроцентное потребление электроэнергии населением по установленным государством тарифам. А непокрытые регулируемыми договорами объемы электроэнергии будут торговаться по свободным нерегулируемым ценам. Таких способов торговли электроэнергией в новой модели оптового рынке два – это свободные двусторонние договоры и рынок «на сутки вперед». В рамках свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки.
- Расскажите подробнее о рынке «на сутки вперед». Означает ли это введение, что будет рыночная торговля электроэнергией – кто предложит выгодные условия и т.д.?
- Основой рынка «на сутки вперед» является проводимый НП «АТС» конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением часовых равновесных узловых цен и объемов поставки. Если происходит отклонение от запланированных за сутки вперед объемов поставки, участники покупают или продают их на балансирующем рынке. При этом отбор участников для компенсации возникающих в системе отклонений осуществляется также по принципам конкурентной торговли – в первую очередь продают электрическую энергию самые «дешевые» поставщики на рынке. В целом, рынок «на сутки вперед» заменяет существующий сегодня сектор свободной торговли – отличие состоит в том, что во вводимом рынке «на сутки вперед» участники подают заявки на полные объемы производства и потребления (в отличие от сегодняшних 15% объемов производства для поставщиков и 30% потребления для покупателей). Существенно и то, что результаты такого аукциона ценовых заявок будут являться основой для планирования системным оператором режимов производства и потребления электроэнергии в системе. Таким образом, и в рынке «на сутки вперед» и в балансирующем рынке поставщики через подачу ценовых заявок будут сообщать о своих предпочтениях по загрузке генерирующих объектов, что позволит достигнуть эффективного распределения ресурсов в энергосистеме.
Балансирующий рынок электроэнергии - еще один важный структурный элемент оптового рынка. Основной принцип его работы – минимизация стоимости поставки/потребления «балансирующей» электроэнергии, исходя из ценовых заявок поставщиков/потребителей с регулируемым потреблением на дозагрузку или на разгрузку по сравнению с плановыми объемами производства/потребления электроэнергии, формируемыми на рынке «на сутки вперед».
- С «сутками вперед» и балансирующим рынком все понятно. А правда ли, что в новой модели оптового рынка мощность является отдельным объектом торговли?
- Да. Участниками рынка мощности будут поставщики и покупатели мощности, а также системный оператор как организатор этого рынка. Купля/продажа мощности будет осуществляться посредством проведения аукционов мощности, а также свободных двусторонних договоров на куплю/продажу мощности. Но до введения конкурентных принципов торговли мощностью она полностью будет торговаться по регулируемым договорам. Поставщикам будет оплачиваться 100% их установленной мощности, включенной в прогнозный баланс (в отличие от сегодняшней ситуации, когда поставщикам оплачивается 85% установленной мощности их генерирующего оборудования). Вместе с этим вводятся требования к поставщикам по поддержанию их генерирующего оборудования в постоянной готовности к выработке электрической энергии. При невыполнении обязательных требований оплата мощности поставщикам будет снижена, что дает им экономические стимулы для выполнения заданных требований. Это, безусловно, будет эффективным механизмом повышения уровня надежности энергоснабжения.
- Ну, дай-то Бог! Надежность, безусловно, превыше всего! А как обстоят дела с инвесторами? Будут ли создаваться механизмы привлечения их в отрасль?
- Вот как раз для этих целей, т.е. для обеспечения притока инвестиций, все новые мощности (не учтенные в утверждаемом Федеральной службой по тарифам России прогнозном балансе на 2007 год) будут участвовать в оптовом рынке по свободным нерегулируемым ценам. Регулируемые договоры в отношении таких объектов генерации заключаться не будут. Это же касается и новых объектов потребления – регулируемые договоры могут быть заключены в отношении таких объектов лишь в том случае, если в 2007 году имелись технические условия для их присоединения к электрическим сетям.
Кстати, сейчас готовятся к запуску рынки системных услуг и производных финансовых инструментов. Важно то, что данная конструкция регулируемых договоров позволит постепенно снижать объемы электроэнергии (мощности) по регулируемым договорам, расширяя сферу действия свободных (нерегулируемых) цен. Это даст возможность к моменту окончания переходного периода реформирования электроэнергетики перейти к полностью конкурентному оптовому рынку.
По сути, эта модель оптового рынка является базой для формирования целевой модели: все ключевые элементы рынка сформированы и в дальнейшем ничего принципиально нового на оптовом рынке не появится.
- Анатолий Николаевич, Вы подробно описали новую схему работы. Получается, что изменения, произошедшие на оптовом рынке, касаются только собственно энергокомпаний. Преобразования же розничного рынка имеют уже непосредственное отношение к потребителям, главным образом, к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Как реформа отразиться на них?
- Прежде всего, необходимо сказать, что на розничном рынке появился новый субъект электроэнергетики – «гарантирующий поставщик». В соответствии с новыми правилами функционирования розничных рынков статусом гарантирующего поставщика на территории Калужской области наделена ОАО «Калужская сбытовая компания».
Гарантирующий поставщик обязан заключать договора на поставку электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем, расположенным в его зоне деятельности. Потребитель вправе приобретать электрическую энергию на розничном рынке либо у гарантирующего поставщика, либо у любой энергосбытовой организации, не обладающей этим статусом. При этом альтернативные энергосбытовые организации свободны в заключении договоров и определении их условий. В свою очередь потребитель, которого не устраивают условия покупки электроэнергии у такой энергосбытовой организации, вправе в установленном порядке расторгнуть с ней ранее заключенный договор и обратиться за заключением договора к гарантирующему поставщику.
- Известно, что правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики изменен механизм формирования цены электрической энергии на розничном рынке. Каким образом она будет отныне исчисляться?
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели будут приобретать у гарантирующего поставщика по тарифам, регулируемым государственными органами, только часть потребляемой электроэнергии. Другая часть электрической энергии будет поставляться по ценам, отражающим ее стоимость, сложившуюся на конкурентном оптовом рынке. Так, в сентябре-декабре ОАО «Калужская сбытовая компания» сможет закупить и продать по регулируемым тарифам только тот объем электроэнергии, который был определен прогнозным балансом, утвержденным Федеральной службой по тарифам. Если в сентябре-декабре 2006 года энергопотребление в Калужской области превысит прогнозный уровень, то дополнительная электроэнергия будет закупаться на оптовом рынке электроэнергии по конкурентной цене и, соответственно, будет поставляться потребителям розничного рынка по цене, учитывающей конкурентную составляющую оптового рынка.
- Будет ли этот механизм работать и в дальнейшем?
- Тут ситуация следующая: в 2007 году объем электроэнергии, закупаемой на оптовом рынке электроэнергии для нужд всей Калужской области по регулируемым ценам составит 95% от прогнозного электропотребления, определенного балансом, утвержденным Федеральной службой по тарифам. Остальная электроэнергия будет закупаться по рыночным ценам. В последующие годы доля закупок электроэнергии на оптовом рынке будет уменьшаться темпами от 5 до 15 процентов в год от прогнозного объема потребления электроэнергии в энергосистеме. Конкретная величина для каждого последующего года будет определяться Правительством Российской Федерации при внесении проекта федерального бюджета. При этом электроэнергия, покупаемая сверх прогнозного уровня энергопотребления, будет поставляться по рыночной цене. Необходимо отметить, что стоимость электроэнергии, поставляемой потребителям с учетом конкурентной цены на оптовом рынке, не может быть выше предельного уровня нерегулируемых цен электрической энергии, установленного регулятором оптового рынка - НП «АТС» (Некоммерческим партнерством «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы»). Указанные преобразования направлены на создание реальных рыночных отношений между потребителями и поставщиками электрической энергии и установлению гарантии для защиты потребителей от существенного роста цен на электроэнергию.
- Скажите, что произойдет с простыми жителями городов? Отразиться ли на них новая схема начисления оплаты (в том числе и по рыночным ценам)?
- Изменения механизма ценообразования на розничном рынке не затронут бытовых потребителей, для которых стоимость электроэнергии в полном объеме будет по-прежнему регулироваться установленными государством тарифами. Утверждение Правительством новых правил функционирования электроэнергетики связано с необходимостью преобразования розничного рынка одновременно с оптовым.
- Анатолий Николаевич! Наверняка у руковдителей предприятий все равно остается к Вам и Вашим специалистам масса вопросов на предмет нововведений, которые требуют .(по крайней мере у предпринимателей) так называемого живого общения…
- «Калужская сбытовая компания» запланировало и уже осуществляет проведение ряда мероприятий для разъяснения потребителям Калужской области основных положений новых правил розничного рынка и изменений, вносимых в действующие договора: открыта «горячая линия», посвященная работе розничного рынка (номер телефона (4842) 506-422), потребителям будут направлены информационные письма, мы также организуем для них специальные семинары. Вся необходимая информация о работе розничного рынка электроэнергии области, в том числе о стоимости приобретаемой компанией электрической энергии, будет размещаться на специальных разделах сайта компании (www.kalugamarket.ru). Кроме того, информацию о рыночной цене электроэнергии, сложившейся на оптовом рынке, можно регулярно проверять на сайте организатора торгов – НП «АТС» (www.np-ats.ru). Обо всех происходящих на розничном рынке изменениях ОАО «Калужская сбытовая компания» будет регулярно информировать потребителей через средства массовой информации.
Андрей Кротов
(благодарим пресс-службу ОАО «КСК» за помощь в подготовке материала)