Сбытовой бизнес - игра по правилам
Интервью с первым заместителем руководителя Проектного центра по реализации активов РАО «ЕЭС России» Екатериной Новокрещеных.
- РАО «ЕЭС России» объявило о намерении продать первые восемь сбытовых компаний. На аукцион в конце мая будут выставлены Белгородская, Вологодская, Кольская, Кузбасская, Кубанская, Нижегородская энергосбытовые компании, а также «Оренбургэнергосбыт» и «Свердловэнергосбыт». Чем вызвано решение о продаже сбытовых активов?
- В соответствии с идеологией реформы энергосбытовая деятельность является конкурентным видом бизнеса. На розничном рынке должны создаваться условия, максимально благоприятствующие развитию конкуренции. Для реализации данной задачи необходимо устранить монополию холдинга на продажу электроэнергии, увеличив число независимых собственников ЭСК. Поэтому 8 декабря 2006 г. советом директоров было принято решение о реализации принадлежащих РАО «ЕЭС России» пакетов акций ЭСК. Базовым вариантом реализации является продажа на открытом аукционе.
К настоящему моменту созданы нормативные условия для полноценного функционирования энергосбытовых компаний. Также сформировался институт стратегических инвесторов, компетентных в вопросе осуществления сбытовой деятельности, — прежде всего это финансово-промышленные группы, создающие независимые ЭСК на розничном рынке. Таким образом, сформированы как правила игры, так и круг лиц, умеющих и готовых играть по этим правилам.
- Как Вы оцениваете текущее положение энергосбытовых компаний (ЭСК)? Насколько оно изменилось после выхода Постановлений Правительства РФ № 529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)» и № 530 «О Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии»?
- Главными целями решений Правительства являются создание конкурентных отношений между участниками оптового рынка и трансляция нерегулируемой цены розничному потребителю. Конкурентная среда будет благоприятствовать появлению условий, способствующих повышению качества энергоснабжения, расширению клиентской базы энергосбытовых компаний.
В условиях рынка ЭСК постепенно снижают долю отпуска электроэнергии по тарифам, утверждаемым ФСТ. В результате у них появляются новые возможности и инструменты для увеличения собственной прибыли, которые необходимо только грамотно использовать. Конкурентная среда способствует повышению уровня квалификации персонала компаний, заставляет адаптироваться к стремительным изменениям внешней рыночной среды, снижать собственные издержки и повышать качество обслуживания.
В настоящее время ведется работа по внедрению рынка мощности и его поэтапной либерализации. В дальнейшем планируется запустить на территории России рынок производных финансовых инструментов, на котором будут заключаться сделки купли-продажи фьючерсных контрактов.
- Продажа акций восьми энергосбытовых компаний будет осуществляться на аукционе по цене не ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. Каковы основные принципы разработанной методики оценки ЭСК?
- Методология оценки рыночной стоимости энергосбытовых компаний была разработана компанией Deloitte, которая имеет богатый опыт оценки в электроэнергетике. Оценка проводится так называемым доходным методом, или методом дисконтирования будущих денежных потоков продаваемой компании.
При построении модели, которая положена в основу оценки, ключевыми параметрами для определения будущих доходов являются доля рынка и сбытовая надбавка. Для обоснованного прогноза данных параметров в условиях целевого розничного рынка в России был произведен анализ рынков электроэнергии в странах Евросоюза, США и Новой Зеландии. По результатам данного исследования наиболее близкими российскому розничному рынку были признаны рынки Великобритании и Швеции. Во внимание принимались следующие критерии: основные принципы регулирования розничного рынка, присутствие на рынке независимых ЭСК с совокупной долей рынка не менее 15%, достаточная степень либерализации рынка и разделение деятельности по передаче и сбыту электроэнергии.
На основе анализа розничных рынков Великобритании и Швеции было выведено соотношение между долей рынка и сбытовой надбавкой для его участников. Зависимость доли рынка от сбытовой надбавки определяется долей населения в конечном потреблении электроэнергии в регионе, так как население имеет более низкую эластичность спроса по цене. Результатом проведенного анализа стала модель, связывающая три фактора: долю населения в конечном потреблении электроэнергии, целевую долю рынка энергосбытовых компаний и сбытовую надбавку.
-Каким образом будет формироваться стартовая цена?
- Стартовой ценой будет стоимость пакетов акций, определенная независимым оценщиком на основе описанной методологии. На данный момент выбрано три консорциума оценщиков. После определения стартовой стоимости пакетов акций начнется активная подготовка к проведению открытых аукционов, в том числе состоятся встречи потенциальных инвесторов с управленческими командами на местах.
- Как проходит процесс продажи? Все ли желающие будут допущены к аукциону?
- В открытом аукционе смогут участвовать все желающие. Вопрос ограничения круга потенциальных участников обсуждался в течение длительного времени в силу опасений возможного прихода покупателей, не способных эффективно управлять компаниями. Однако накладывать ограничения на круг потенциальных покупателей было признано нецелесообразным в силу следующих причин: во-первых, барьеры входа на сбытовой рынок достаточно высоки, так как стоимость компаний составляет сотни млн руб., и маловероятно появление случайных покупателей, готовых потратить такие деньги, но не обладающих достаточной квалификацией, чтобы грамотно управлять данным активом. Во-вторых, в действующих правилах розничного рынка предусмотрена достаточно эффективная система защиты «от дурака», при которой функции по поставке электроэнергии потребителям передаются сетям немедленно, как только сбыт перестает выполнять свои обязательства перед участниками рынка или перед сетевыми компаниями. Главное для РАО «ЕЭС России» — чтобы смена собственника сбытовой компании не повлекла социальных последствий. Вместе с тем, ввод ограничений по составу участников мог бы вызвать упреки в непрозрачности процедуры реализации сбытовых активов. Поэтому на сегодняшний день мы ждем на аукцион всех желающих.
- Много ли компаний уже проявили интерес к грядущим продажам?
- Интерес к предстоящей продаже восьми энергосбытовых компаний достаточно высок. Практически все участники аукциона по продаже Ярославской энергосбытовой компании проявили интерес и к другим сбытовым активам. На электроэнергетическом рынке уже много независимых игроков, достаточно профессиональных. Более того, круг заинтересованных лиц расширяется, и мы ожидаем появления новых потенциальных приобретателей, для которых покупка ЭСК — шанс относительно «мягкого», безрискового выхода на рынок, интерес к которому в той или иной форме проявляют практически все крупные российские промышленные компании.
- Насколько вероятно, что остальные сбытовые компании будут проданы уже в текущем году?
- Существующая позиция основного акционера РАО «ЕЭС России» предполагает продажу большей части энергосбытовых компаний в 2008 г. Основной задачей энергохолдинга на данном этапе является успешная реализация акций выставленных на аукцион ЭСК. И я рассчитываю, что мы сможем решить данную задачу.
- Как Вы оцениваете перспективы энергосбытового бизнеса в России?
- В каждом из регионов уже сейчас существует достаточно большое количество организаций, занимающихся продажей электроэнергии. При этом компании-сбыты, выделившиеся в результате реформы из АО-энерго, являются безусловными лидерами рынка на сегодняшний день, и в перспективе — основными игроками на либерализованном рынке региона, к целевой модели которого мы в результате придем. На основании анализа опыта как западных рынков, так и, например, российского рынка сотовой связи можно с большой вероятностью предположить, что в рыночных условиях в регионе останется три-четыре крупных сбытовых компании, поделивших между собой весь полезный отпуск электроэнергии, — это законы экономики. Таким образом, для тех, кто всерьез занимается энергосбытовым бизнесом уже сегодня, получение такого «билета в светлое завтра» — прекрасный шанс для закрепления своих позиций в регионе. Ведь энергосбыт РАО «ЕЭС России» — это квалифицированные кадры, базы данных по работе с населением, рабочие связи и контакты в регионе.
Многие до сих пор воспринимают сбытовой бизнес исключительно как трейдинг электроэнергией. Однако любой профессиональный бизнесмен знает, что в профильной деятельности всегда существует пространство для развития непрофильной. Для сбытового бизнеса таким пространством является биллинг, то есть возможность собирать с населения платежи в интересах компаний — поставщиков услуг. Это могут быть любые платежи: за телефон, за Интернет, за кредиты, за спутниковые антенны. Биллинг — рентабельный и развивающийся бизнес в России. Еще одно направление развития непрофильной деятельности, на мой взгляд, — прямой маркетинг, то есть продажа тех или иных услуг клиентской базе сбытовой компании. При существующей структуре бизнеса сбытовых компаний, включающей многочисленные филиалы, открываются новые возможности для будущих собственников. На сегодняшний день объемы потребления населением товаров и услуг растут с беспрецедентной динамикой, поэтому сбытовой бизнес в России имеет весьма заманчивые перспективы.
Подготовила Евгения Миленушкина.