Свобода под контролем
Лариса Ширяева: Либеральный энергорынок ведет себя так, как ожидали разработчики
Прошел год с момента начала работы новой модели оптового рынка электроэнергии. Речь идет о постепенном переходе на полностью либеральное ценообразование, правда, население еще долго будет жить по ценам, установленным правительством. Что же показала первая практика? Об этом м побеседовали с руководителем департамента рынка РАО "ЕЭС России" Ларисой Ширяевой.
Уже год, как работает новая модель оптового рынка. Вы довольны результатом?
Мне как одному из его авторов сложно судить... Для матери ведь собственный ребенок самый красивый. Так что, хотя мой ответ субъективен, мне нравится. Удалось осуществить более эффективную загрузку генерации
Выигрыш для производителей электроэнергии составил в среднем 1-2 процента, временами до 10 процентов, благодаря экономии топлива
Как вели себя за это время цены на электроэнергию?
Как и ожидалось, в зависимости от спроса и предложения. Когда спрос повышается или снижается предложение, растут и цены. Было два заметных скачка цен в феврале и в августе - первый был вызван пиками холодов, второй - структурой предложения на рынке. Электроэнергия заметно подорожала, потому что станции с низкими переменными затратами (к примеру, часть атомных) выведены в ремонт, а на гидростанциях упала выработка из-за летней нехватки воды в реках. А если производство таких станций упало на 20-30 процентов, цены не могут не увеличиться. Вы видите, что в сентябре они снова понизились, как мы и предполагали
Помимо этого, заметен разброс цен между ночными и дневными часами в два-три раза. Ночью, как в рекламе, дешевле. Падают цены и в выходные, праздничные дни. Эта динамика абсолютно естественна
А что можно сказать о разрыве цен между Сибирью и остальной Россией?
Принципы ценообразования и в Сибири, и в Европе абсолютно идентичные. Другое дело, что Европа и Сибирь - две разные ценовые зоны, поскольку в силу недостаточной пропускной способности сетей переток энергии между этими частями страны ограничен. Разница в уровнях цен в самом деле велика, как велики и отличия в колебаниях (на пик выработки в Европе приходится спад в Сибири). Это и понятно: в Сибири электростанции питаются реками (ГЭС) и углем. Когда сибирские реки "работают" в полную силу, цены низкие. Когда их приходится подстраховывать углем, цены растут.
В среднем цена электричества в Сибири ниже, чем в Европе, но в последнее время это отличие выравнивается.
Много говорили о том, что функционирование рынка позволит выявить проблемные точки в энергосистеме страны. Это в самом деле удается?
Безусловно. Проблемным регионом остается Северный Кавказ, и поскольку связь этого региона с остальной Россией (в плане сетей) достаточно слабая, цены там до мая были на 20-30 процентов выше. Однако в этом парадокс, когда в Центральной России летом начались ремонтные кампании, цены обогнали северокавказские. В итоге мы получаем абсолютно четкий сигнал, где надо строить дополнительные линии электропередачи, где надо создавать новую генерацию. С другой стороны, мы видим, что ряд регионов, например Мурманская область, где есть и атомная, и гидрогенерация, энергоизбыточен. Построив еще несколько линий, соединяющих эту энергосистему с остальной территорией страны, мы бы получили больше дешевой электроэнергии. Видны системные эффекты, и для аналитики, для поиска точек инвестиций это очень здорово.
На любом рынке подчас встречаются не совсем честные игроки. За прошедший год вы фиксировали факты ценовых сговоров?
Когда взлетели цены в августе, перво-наперво мы подумали о сговоре.
Но посмотрели на структуру предложения и поняли, что никакой это не сговор. Совершенно другие эффекты. Я считаю, что поставщики ведут себя достаточно честно. Правда, некоторые из них, понимая статистику, системные эффекты, могут видеть, что в какие-то часы, в какие-то дни они имеют так называемое монопольное положение на рынке в силу особенностей их расположения - скажем, если они находятся в таком узле, где их выработка всегда будет востребована. Но это не вопрос сговора, а вопрос использования конкурентного преимущества. Или, если посмотреть с другой стороны, возможности злоупотребления своим монопольным положением на рынке.
В правилах рынка изначально заложены механизмы выявления возможных злоупотреблений. И сейчас тема антимонопольного регулирования продолжает разрабатываться. ФАС занимает достаточно активную позицию в этом вопросе.
На выходе находится документ о порядке антимонопольного регулирования, который поможет пристальнее рассмотреть ситуации, в первом приближении напоминающие нечестную игру. Примерно что-то похожее мы видели, но от "похожести" до сговора еще очень большая дистанция.
Будут ли корректироваться темпы расширения рынка?
Предсказывать - дело неблагодарное, но мне кажется, что темпы, которые уже заданы апрельским постановлением правительства п либерализации электроэнергии, абсолютно нормальны. К 2012 году рынок станет полностью свободным. Есть другая проблема - совершенно не либерализован рынок мощности. А именно он в общем объеме выручки, денежных потоков занимает примерно половину всего рынка. И нам бы очень хотелось, чтобы со следующего года темпы либерализации рынка, мощности стали таки же, как темпы либерализации рынка электроэнергии. Это крайняя необходимость, ведь в противном случае мы имеем несколько странный рынок, полулиберализованный, полурегулируемый.
Можно ли подробнее о рынке мощности? Что это вообще такое?
Страна должна иметь точную уверенность, что в любой момент времени у нас есть генерирующие мощности в количестве, не только равном величине спроса на электроэнергию, но и обеспечивающем необходимые с точки зрения надежности работы системы резерва генерации. Чтобы обеспечить такую уверенность, нужно, чтобы кто-то дал обязательства такие мощности содержать и строить новые, а для этого таким поставщикам надо платить.
Если вы хотите, чтобы у вас всегда была в готовности машина, извольте платить за гараж как минимум. Выбор таких поставщиков мощности будет происходить на основе конкуренции плюс мы рассчитываем на то, что основная часть мощности будет продаваться по двусторонним договорам между производителями и покупателями. А дальше в розничный рынок просто транслируются совокупные затраты, связанные с электроэнергией и с мощностью.
Однако для того чтобы розничные потребители могли сами решать, стоит ли платить дополнительные деньги за мощность либо стоит просто снизить потребление в определенные часы и тем самым сэкономить, мы предполагаем так называемую трансляцию нерегулируемых оптовых цен на мощность розничных потребителей. При этом для удобства потребителей предлагается система "адресных поставок" - связка между розничным и оптовым рынком: любая сбытовая компания предлагает потребителю контракт на мощность на определенных условиях, которые соответствуют условиям контрактов на оптовом рынке.
Когда же планируется его запуск?
Очень хочется верить, что в самое ближайшее время. Минпромэнерго уже разработало проект постановления правительства, и он находится на согласовании в заинтересованных министерствах. Нам деваться некуда! Нам надо оплачивать мощности генерирующих компаний, особенно новые мощности, что по существующему законодательству не предусматривается. Вс согласования нужно пройти до конца года, иначе в будущем году электростанции просто не смогут в этом сегменте работать.
Что будет происходить с ценами по мере роста доли свободного рынка?
Скажем так: что будет с рынком при увеличении либерализации? Ведь я связываю либерализацию рынка не только с расширением объема продаж по свободным ценам, должно заработать еще много инструментов, которых сейчас нет, например, биржа двусторонних договоров. Когда заработает все, я склонна ожидать уменьшения цен при тех же заданных условиях. Что это значит? Поскольку цены на топливо растут, то в абсолютных величинах мы не получим удешевления энергии до тех пор, пока они идут вверх. Но если исключить этот фактор, снижение цен было бы. То есть вклад либерализации в динамику роста цен будет отрицательным.
Что же касается роста топливных цен, это было очень заметно прошлой зимой: из-за ограничений по поставкам газа некоторые генерирующие компании были вынуждены переходить на резервное топливо, то есть на мазут. И как только его запасы стали подходить к концу и нужно было срочно закупать дополнительное топливо, цены на рынке мазута взлетели в разы.
Соответственно за ними выросли и цены на электричество. Корреляция настолько очевидна, что видна людям без специальной подготовки.
Мы сейчас говорили в основном об оптовых ценах. Как это все будет транслироваться в розничные цены?
Если у вас есть, к примеру, магазин, то вы заметили, что счет, который вам приходит за электроэнергию, содержит две части: "итого - п регулируемым ценам", "итого - по свободным ценам". В некоторых регионах, например, в Калужской области, в таком же виде получают счета даже член
ТСЖ, то есть граждане, только в графе "Свободные цены" стоит ноль, поскольку население и приравненные к ним потребители получают энергию п фиксированным ценам. И так будет, пока иного не решит правительство. А оно обещало не касаться этого вопроса до 2011-2013 годов.
То есть если население хочет узнать, сколько будет стоить электроэнергия, это вопрос к правительству?
Абсолютно так. Каждый год правительство и Федеральная служба по тарифам устанавливают максимальные и минимальные темпы роста тарифов на электроэнергию для населения. А затем в рамках этих предельных максимальных и минимальных уровней каждый регион (региональная служба по тарифам) устанавливает конкретный процент роста тарифов для населения.
Перенесемся в какое-нибудь муниципальное образование: не поступали ли вам сигналы с мест, что им стало труднее планировать свой бюджет?
Конечно, местные бюджеты ощутили на себе особенности новой модели.
Мы, как могли, вели разъяснительную работу и на федеральном, и на региональном уровнях, чтобы донести идею нового либерализованного рынка.
Многие действительно привыкли, что знают тарифы заранее и планируют их в собственных бюджетах, ведь электроэнергия - это один из тех немногих товаров, которые еще "продаются" по регулируемым ценам. А на самом деле, как планируются расходы на оборудование, необходимое в работе, бензин канцелярские принадлежности, так же стоит планировать и расходы на ток. С одной поправкой: если политика по закупке бензина и иных товаров строится на основе долгосрочных договоров, то по электроэнергии таких договоров пока нет, но и процент либерализации низкий. И в муниципальных образованиях, так же как и в РАО "ЕЭС России", прекрасно понимают, что двигаться надо именно в сторону долгосрочных двусторонних отношений (заключая контракты как минимум на год). И это должно быть возможно сделать, потому что либерализованный рынок предполагает разнообразный набор договоров на разное время суток, на разный временной отрезок и так далее. Я надеюсь, что госкомпании и компании, которые финансируются из бюджета, найдут приемлемый и удобный для них контракт, который мы будем совершенствовать в рамках розничного рынка, в рамках работы с гарантирующими поставщиками.
То есть получается основная задача - в администрировании?
И скорее в администрировании не со стороны муниципалов, а со стороны энергосбытовых компаний - гарантирующих поставщиков, которые пока предлагают потребителям не слишком широкий набор опций, но и работает этот институт на рынке очень недолго. Главная наша задача - предложить им новые стандартные инструменты, чтобы они не изобретали каждый свой велосипед.
Есть ли какие-то площадки, где это сотрудничество могло бы развернуться?
Пока я такой площадкой вижу РАО "ЕЭС России", а в будущем - Совет рынка.