РАО "ЕЭС" уйдет, а энергетика останется
Несколько лет назад, когда реформа в электоэнергетике делала только первые шаги, руководство РАО «ЕЭС России» поступило весьма дальновидно, организовав регулярные встречи с представителями региональных СМИ.
В данном случае употребление слова «дальновидно» не есть комплимент ради комплимента принимающей стороне. Бьюсь об заклад, даже сам председатель правления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс, затеявший реформу, на первых порах не мог в полной мере представлять, во что конкретно она выльется. Тогда, семь лет назад, могло быть лишь приблизительное видение прохождения всех этапов реформы.
Но ввязавшемуся в бой Анатолию Борисовичу необходимо было демонстрировать уверенность (особенно на публике) в правильности выбранного пути, разъяснять преимущества, которые, по его мнению, должны принести реформирование электроэнергетичекой отрасли. Разъяснять всем – населению, властям, бизнесу. Поэтому и была сделана ставка на ежегодные встречи высшего менеджмента РАО «ЕЭС России» с региональной прессой.
Таких встреч было уже шесть или семь, на пяти из них присутствовал и автор этих строк. В том числе и на последней конференции РАО «ЕЭС России» - открытая компания», которая состоялась 18 декабря в Москве.
Поприветствовав аудиторию (это журналисты газет, теле- и радиокомпаний от Сахалина до Калининграда), Анатолий Чубайс объявил, что нынешняя встреча, скорее всего последняя, по крайней мере в таком формате. Ибо, как и предусмотрено планом реформирования, с 1 июля 2008 года РАО «ЕЭС России» прекращает свое существование.
Затем глава компании пояснил, что хочет затронуть четыре вопроса. Первый – сама реформа. Второй – рынки электроэнергии, являющиеся одним из главных элементов реформы. Третий – инвестиции, то, что, собственно говоря, было и останется целью реформы. Четвертый – что будет после реформы.
Разделяй и (не властвуй) работай!
Суть реформы проста: в энергетике есть конкурентный сектор – генерация и сбыт, и есть монопольный сектор – сети и диспетчеры. Они должны жить по разным законам. Конкурентный сектор живет по рыночным законам, там должна преобладать частная собственность. А монопольный сектор не может быть конкурентным, именно поэтому там может быть государственная собственность и неизбежным будет государственное тарифообразование. Вот эта банальная мысль, которую сегодня уже понимают энергетики всего мира, всего 7 лет назад воспринималась как какое-то заявление о прилете марсиан.
В нашей стране на сегодня реализация этой идеи завершается.
Завершению реализации этой конструкции способствовали два финальных аккорда реформы, которые совсем недавно были сыграны. Один из них – общее собрание акционеров РАО «ЕЭС России», прошедшее 26 октября этого года. Второй – это комплект поправок в закон об электроэнергетике. Они были подписаны президентом 4 ноября 2006 года.
- Основа реформы, - сказал Чубайс, – это разделение конкурентного и монопольного секторов. В конкурентном секторе будут работать 6 тепловых оптовых генерирующих компаний (ОГК); гидрогенерирующая компания (одна из крупнейших в мире); 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК) и «ИнтерРАО ЕЭС». Монопольный сектор тоже ясен. Федеральная сетевая компания (ФСК), системный оператор – наша диспетчерская вертикаль, холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) и «Энергетические системы Востока». Известно, что на Дальнем Востоке мы пошли по другой логике: там нет рынка, нет конкуренции – просто потому, что нет достаточного количества конкурентных игроков.
Конечно, нас, калужан, больше интересует холдинг МРСК, в который входит 11 крупных межрегиональных распределительных сетевых компаний. Ведь в одной из них – МРСК Центра и Приволжья – состоит и наше ОАО «Калугаэнерго». Конфигурация МРСК утверждена межведомственной комиссией под руководством министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, в ближайшее время будет утверждена правительством, завершается их структурирование.
Все наши структурные решения оказались в сердцевине дискуссий, которые бодро идут по всему миру, особенно в Европе. Если вы спросите европейцев, в чем главный нерв этих дискуссий сегодня, они произнесут загадочное слово – unbundling, то есть «развязывание», разделение. Вокруг этого вопроса кипят страсти, Евросоюз подготовил директиву, обязывающую сделать разделение, Франция и Германия бурно протестуют, Англия настоятельно требует его осуществить.
В этом анбандлинге есть три стадии. Стадия №1 – функциональное разделение. Ситуация, когда сетевые бизнесы функционально отделены от генерации. Вторая стадия – юридический анбандлинг, разделение сетей и генерации на разные юрлица. Наконец, третья стадия – разделение по собственности, когда у юрлиц нет аффилированных собственников. Так вот, Европа сейчас находится в основном на этапе перехода от первой ко второй стадии. В проекте директив ЕС, обсуждаемых сегодня, заложена возможная будущая задача: переход к разделению по собственности. Это вызывает бурные протесты многих членов ЕС.
У нас функциональное разделение уже давным-давно завершено, юридическое прошло 2-3 года назад, а вот разделение по собственности закончится 1 июля будущего года. Выбор наш обусловлен не радикализмом ради радикализма. Просто в России закон действует российский. Если в России хочешь создать конкуренцию – значит, надо разделять собственность.
Нас ждёт четыре рынка?
Когда структурные преобразования подведены, то создан задел для запуска системы рынков. Сердцевина ее – это оптовый рынок электроэнергии. Он создан, запущен, функционирует с 1 сентября прошлого года. Но нужно иметь минимум четыре вида рынков. Это рынки мощности, системных услуг и производных финансовых инструментов, а также розничные рынки.
У энергетиков есть хорошо известный закон «двугорбого верблюда». Он состоит в том, что в утренний максимум ты получаешь максимальную цену, днем, в полупик она съезжает, в вечерний максимум получаешь рост максимальной цены, потом она снова снижается к ночи. Недельный график: и здесь все здравому смыслу абсолютно соответствует. В недельном графике очевидно: в выходные дни ты получаешь снижение спроса, а если спрос меньше предложения, то и цена пошла вниз. В рабочие дни – наоборот.
А вот с годовым графиком есть один фокус. Казалось бы, можно было ожидать в январе-феврале 2007-го зимний максимум электропотребления, но его не было. Его нет по той простой причине, что в прошлом году зимы практически не было. И рынок на это среагировал.
Кстати говоря, еще одна любопытная деталь, посмотрите. Июль-сентябрь этого года – цена пошла вверх, совсем неожиданно для нас. Разобрались, поняли причину. Июль- сентябрь – это традиционный период ремонтных кампаний в энергетике. Мы находимся в ситуации сверхдефицита мощностей, как хорошо известно. Стоит осенью отключить для ремонта любую линию электропередачи – получаешь острейший дефицит. Потребитель требует больше, чем может дать система в этот период, – и дефицит немедленно отражается на рынке, цена растет.
- Надо ликвидировать все элементы государственного тарифообразования в генерации, - считает Чубайс. - Ничего, кроме антигосударственного эффекта, они не дают. Жить им осталось два года. С 1 января 2011-го в России законом запрещено государственное тарифообразование на генерацию, как и должно быть.
Считается, что деньги даст частник
Структурные преобразования и рынок – фундаментальные посылки для привлечения частных инвестиций. Ради их привлечения вся реформа и делалась. Без них невозможно развитие отрасли. Как известно, в 2006 году было введено около 1200 МВт, а уже в 2010-м предстоит ввести 15900 МВт. Рост – более чем в 10 раз. Полтора года назад, когда про это сказали впервые, 99 процентов профессионалов ответили: невозможно, и точка. А глава РАО «ЕЭС» убежден, что эта задача абсолютно выполнима.
Всего денег нужно примерно 3,38 триллиона рублей. Где их взять? В первую очередь – за счет частных инвестиций, которые принесут свыше 1 триллиона рублей. На сегодняшний день полтриллиона рублей уже привлечены. Эти средства уже на счетах генерирующих компаний.
Вместе с тем понятно: эти деньги надо превратить в мегаватты мощностей генераторов и в тысячи километров новых линий электропередачи. В железо надо превратить. А для этого энергетика задает десятку отраслей экономики колоссальный по мощи импульс развития. Этот импульс уже можно описывать не эпитетами, а цифрами. Вот они: энергомашиностроение – 694 миллиарда рублей заказов, электротехническая промышленность – 194 миллиарда рублей. А еще угольная, газовая, промстройматериалов, проектно-исследовательский комплекс, строймонтаж, наука и образование...
Энергетика, которая будет
Что после реформы? Что будет со стоимостью акций новых компаний целевой структуры? Все акционеры РАО «ЕЭС» станут акционерами всех этих компаний, за исключением «Системного оператора», где предусмотрена 100-процентная собственность государства.
Есть консенсус-прогноз аналитиков. Если по состоянию на 12 декабря 2007 года цена РАО ЕЭС составляла 57,7 миллиарда долларов, то прогнозная суммарная капитализация новых компаний, созданных в ходе реформы РАО «ЕЭС», уже 80 миллиардов.
И последний организационный аспект. Кто же будет командовать процессом в новой энергетике после реформы РАО? Командовать им должны вместе государство и рынок. За государством, безусловно, перестройка государственной системы управления. Она уже начата. Расширяются функции федерального агентства Росэнерго. Его руководителем назначен Дмитрий Аханов – один из разработчиков реформ, человек, понимающий, зачем она делалась. Второй аспект – рыночная компонента, равнозначная государственной по «весу» и значимости. Реорганизуется администратор торговой системы, создается совет рынка. Совет будет самоуправляемой организацией, представляющей всех субъектов рынка. У него будут серьезные полномочия по воздействию не только на конкурентный, но и на монопольный сектор.
- Вот так будет структурирована новая система управления электроэнергетикой России. Все это вместе позволит нам с чистой совестью передать эстафету новым энергокомпаниям к 1 июля будущего года, - завершил свое выступление главный энергетик страны. Журналисты поинтересовались у Анатолия Чубайса, а сам-то он чем займется после 1 июля. Тот, как всегда, когда об этом заходит речь, отшутился. Дескать, в стране еще немало трудных участков деятельности – дороги, ЖКХ...
Леонид БЕКАСОВ.