Мир, дружба… лояльность
По мнению кадровиков, подсчитать убытки компании, потерявшей ценного сотрудника, нетрудно. Нужно сложить зарплаты людей, покинувших компанию, приплюсовать к этому упущенную выгоду, которую могла бы обеспечить ушедшая группа специалистов, а также прибавить затраты на подбор нового персонала сумма получается немаленькая…
По мнению многих кадровиков энергетических компаний, лояльность сотрудников — далеко не просто слова. Все сходятся во мнении, что если в компании не ведется работа по повышению уровня лояльности сотрудников, то текучка кадров неизбежна. Как считает заместитель генерального директора ОАО «Калужская сбытовая компания» по экономике Сергей Салтыков, «лояльность сотрудников — это понимание ими тех целей, которые ставит перед собой компания, и их готовность не просто выполнять свои профессиональные обязанности, а работать, содействуя их достижению. Кадровый ресурс энергосбытовой компании — это главный потенциал, которым она обладает, так как именно профессионализм работников обеспечивает ее экономическое положение и успешность работы с клиентами».
Избежать текучести кадров можно при помощи грамотно выстроенной системы мотивации. По мнению начальника управления по работе с персоналом ОАО «Пермэнергосбыт» Натальи Вавиловой, лояльность каждого конкретного сотрудника напрямую связана с его мотивацией к труду. Если вы знаете мотивы, значит, у вас есть ключик к формированию, повышению либо укреплению лояльности. «Поэтому система мотивации на предприятии должна быть довольно гибкой и подстраиваться как под изменяющиеся цели и задачи самого предприятия, так и под потребности персонала, которые тоже непостоянны во времени. Каждая компания мечтает о такой системе», — говорит Наталья Вавилова.
Профессиональные кадры нужны всем, и многие компании прикладывают большие усилия, чтобы удержать своих профессионалов на рабочем месте, для чего кадровики предприятий разрабатывают специальные программы лояльности. Ведь каждый кадровик энергетической компании понимает, что лояльность сотрудника – один из главных козырей компании
— Выгода компании от лояльного персонала очевидна. Чисто теоретически считается, что лояльный сотрудник работает не за страх и даже не за деньги, а за совесть, на благо родной фирмы. Это, конечно, аллегория, но все-таки каждый работодатель мечтает о лояльных, верных компании сотрудниках, — говорит начальник управления по работе с персоналом ОАО «Пермэнергосбыт» Наталья Вавилова. — Ярко проявляется лояльность, как правило, лишь в случаях, критических для компании, когда лояльные сотрудники делают все, чтобы ее спасти, а «крысы» бегут с тонущего корабля».
Сегодня эффективный кадровый менеджмент и внутренний PR играют все большую роль в процветании и прибыльности бизнеса. Ведь талантливые профессионалы хотят не только получать высокую зарплату. Они стремятся с радостью идти в офис, гордиться своей компанией и дружить с коллегами — не секрет, что работа для многих является образом жизни.
Так, например, социальная и PR-политика «Калужской сбытовой компании» включает в себя программу оздоровления работников, социальную поддержку неработающих пенсионеров и лиц, выходящих на пенсию, единовременное вознаграждение работникам, удостоенным отраслевых наград и почетных званий, материальные выплаты при рождении ребенка, регистрации брака, компенсацию расходов по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях, вознаграждение за выслугу лет в энергетике, а также реализацию программы негосударственного пенсионного обеспечения. Вот из всего этого, по мнению кадровиков, и складывается необходимая компании лояльность. Хотя, как отметила начальник управления по работе с персоналом ОАО «Пермэнергосбыт» Наталья Вавилова, к хорошему быстро привыкаешь, а потому сотрудники должны четко понимать, что имеют все это благодаря заботам компании. И доносить до сотрудников это понимание должен как раз кадровик.
Несмотря на то, что в среде HR сложилось устойчивое мнение о том, что для повышения мотивации эффективно применять материальные компенсации, практика кадровиков энергетических компаний зачастую опровергает это.
— Победы в профессиональных конкурсах, благодарности руководства, приглашения на совещания при руководителях в качестве специалиста-эксперта — все это, как и просто слова о том, что ты хорошо делаешь свою работу, вдохновляет не меньше, а иногда даже больше премиальных, — рассказывает Наталья Вавилова.
Ее мнение поддерживает и начальник отдела управления персоналом ОАО «Вологодская сбытовая компания» Олег Дубко: «Важны коллективные мероприятия, которые развивают единство и позитивные межличностные отношения. К ним относятся и конкурсы на лучшее подразделение, традиция «Выпускник ВСК» (поощрение сотрудников, получающих дополнительное высшее образование), коллективные поездки. А вот в возрожденную Доску почета мы привнесли современные элементы: лучшие сотрудники ВСК на фотографиях улыбаются, ведь профессиональный успех — это радость. На 8 Марта организовали выставку картин вологодской художницы Татьяны Шмелевой, работающей в редкой технике батика, устроили для дам творческую встречу с автором работ». По мнению Олега Дубко, можно иметь неплохой коллективный договор, но главное в том, чтобы обязательства компании по отношению к сотрудникам, прописанные в нем, исполнялись точно, своевременно и распределение их было справедливым.
Каждый работодатель, который хочет, чтобы у него были преданные сотрудники, должен помнить, что люди не рождаются лояльными к его компании. Они ими становятся, если компания поворачивается к сотруднику лицом, заключают кадровики.
Усилия компании по повышению лояльности персонала окупаются многократно. В первую очередь сокращается количество злоупотреблений на рабочем месте. Лояльный сотрудник не нуждается во внешней службе безопасности, которая следила бы за ним. У него есть свой внутренний сторож, не позволяющий ему, например, обкрадывать компанию. И, наоборот, нелояльный персонал склонен к использованию ресурсов компании в личных целях, способствует утечкам ценной информации «на сторону» и не готов прощать своей компании никаких просчетов в кадровой или какой-нибудь другой политике. Лояльность – это прекрасно. Но это далеко не все. Лояльность – это лишь флюгер в большом здании под названием «Управление персоналом». И, конечно, самое главное, в погоне за этим флюгером не забыть о цели — бизнес должен развиваться, показатели расти, а конкуренты рыдать.
Наталия Лукина