Импульс к развитию
Считается, что энергосбытовой сектор, являющийся лицом отрасли для населения и большинства промышленных потребителей, наиболее неурегулирован и наименее привлекателен с инвестиционной точки зрения. Прояснить ситуацию поможет опрос руководителей ЭСК, где они рассуждают о процессах, происходящих в сбытовом сегменте электроэнергетики, перспективах его развития, проблемах и способах их решения.
-
Как Вы оцениваете текущее положение энергосбытовых компаний? Насколько оно изменится после 1 июля этого года?
-
Какие проблемы могли бы выделить в качестве основных, мешающих развитию отрасли в целом и энергосбытового бизнеса в частности? Каковы, на Ваш взгляд, пути их решения?
-
Какие задачи по повышению инвестиционной привлекательности стоят перед компанией?
-
Как Вы оцениваете перспективы развития энергосбытового бизнеса в России?
Станислав Ананьев - генеральный директор ООО "Транснефтьсервис С"
1. Положение энергосбытовых компаний на рынке остается неустойчивым в силу, прежде всего, несовершенства нормативно-законодательной базы. Так, существующие неувязки в Правилах функционирования оптового рынка могут привести (и порой приводят) к двойному толкованию определений и отсутствию четкого понимания субъектами отрасли текущих рыночных процессов.
Сбытовой компании приходится постоянно сталкиваться с сопротивлением со стороны потребителей и органов власти изменениям в сфере нерегулируемых цен. Зачастую сбыт, являясь заложником обстоятельств перед лицом потребителей, вынужден находиться с ними в конфронтации. Именно поэтому понимание потребителями сегодняшнего механизма формирования рыночной цены на электроэнергию является весьма актуальным. Динамика нынешних ценовых тенденций показывает, что в ближайшие три года мы станем свидетелями двух-, а то и трехкратного роста розничного тарифа.
2. Реформирование отрасли не только не устранило старые, но и породило новые проблемы энергосбытов. Первая проблема состоит в недостаточном надзоре за деятельностью регулирующих органов субъектов РФ в части исполнения ими требований и норм законодательства. Убежден, что ситуация, при которой объем необходимой валовой выручки (НВВ), утверждаемый региональным регулятором, превышает фактические затраты гарантирующего поставщика, - просто недопустима!
Вторая проблема заключается в жесткой зависимости энергосбытового бизнеса от так называемой политической воли местных властей. Электроэнергетика до сих пор остается той сферой, за счет которой региональные органы исполнительной власти и местные элиты пытаются соблюсти свои интересы.
Третье. Система регулирования деятельности сбытовых компаний (в отличие от подобных механизмов в сегменте генерирующих и сетевых организаций) остается по-прежнему архаичной и требует внесения существенных корректив в целях обеспечения качества услуг, реализации инвестиционных программ, работы с большим количеством абонентов, прежде всего с населением.
Сохраняющаяся практика перекрестного субсидирования при несовершенной нормативно-законодательной базе значительно усложняет сотрудничество как с бюджетными, так и бытовыми потребителями, многократно увеличивая риски неплатежей и банкротств. Несогласованные правила в области ЖКХ и энергоснабжения приводят к фактическому произволу муниципальных властей, в частности, к безнаказанному банкротству МУПов, не наделенных государственным имуществом. Это четвертый блок проблем.
Кроме того, для нас сегодня остается не до конца ясным вопрос о центре формирования законодательных инициатив и определения принципов функционирования отрасли после ликвидации РАО "ЕЭС России". Первым шагом на пути к решению этой и многих других задач могло бы стать создание единой площадки для аккумулирования идей, для проведения дискуссий и принятия проектов решений с привлечением к данным процессам всех заинтересованных сторон. Весьма важным в этой связи видится признание такой площадки всеми участниками рынка и представителями властных структур.
3. Наличие значительного количества "дыр" в законодательном обеспечении сбытовой деятельности, рост неплатежей отдельных групп потребителей, противоестественная для рынка зависимость бизнеса от региональных властей снижают уровень инвестиционной привлекательности энергосбытов. В этих условиях фантастически привлекательными станут компании, которым удастся обеспечить сбор платежей хотя бы на 95%.
4. Перспективы развития энергосбытового сегмента во многом будут зависеть от трех факторов. Во-первых, от процесса приобретений и/или слияний генерирующих активов со сбытовыми компаниями, во-вторых, от желания федеральных органов исполнительной власти поменять что-либо в конкурсах на статус ГП, в-третьих, от серьезной доработки отраслевой законодательной базы, главным образом, правил работы розничных рынков. Если до конца года конкретных шагов ни по одному из направлений сделано не будет, я бы предпочел воздержаться от комментариев относительно дальнейших перспектив развития сбытового бизнеса.
Борис Бокарев - генеральный директор ОАО "Свердловэнергосбыт"
1. Одни энергосбыты, в частности ОАО "Свердловэнергосбыт", уже около года как проданы и успешно встраиваются в структуру собственника (в нашем случае - КЭС-Холдинга). Другие либо находятся в предпродажном состоянии, либо поменяли владельца совсем недавно.
Но уже сегодня очевидно, что задача реформирования данного сегмента отрасли практически выполнена: предприятия приобретены, в основном, в интересах стратегических инвесторов, которые рассматривают сбыт как важную, профильную часть бизнеса. Это имеет существенное значение для энергетики в целом, ведь через энергосбытовые компании проходят денежные потоки всех участников энергетического рынка.
Полагаю, более выгодные позиции у тех энергосбытов, которые интегрированы в структуру компаний, обладающих активами и в генерации. В результате бизнес становится более устойчивым, прогнозируемым.
2. Основной проблемой, мешающей развитию энергосбытового бизнеса, является, по мнению экспертов и инвесторов, отсутствие понятной нормативно-правовой базы, четких правил игры. Отдельные нормы, появляющиеся в канун или после разного рода коллизий, не всегда оперативны и не всегда действенны. Тем более что они призваны зачастую лишь смягчить ситуацию, а не разрешить конфликт. Отрасли необходимы правовые акты, четко регулирующие деятельность оптового и розничных рынков электроэнергии. Кроме того, перед всеми энергосбытами стоит вопрос задолженности потребителей, которая в большом объеме накопилась за предыдущие годы. Все это значительно осложняет работу энергосбытовых компаний.
3. Инвестиционная привлекательность ОАО "Свердловэнергосбыт" нашла отражение при продаже в мае прошлого года: 49% акций общества, принадлежащих РАО "ЕЭС России", были приобретены за 1 млрд 150 млн рублей. Наш основной акционер - КЭС-Холдинг - ставит цели по повышению капитализации всей энергокорпорации. Разумеется, ОАО "Свердловэнергосбыт" будет активно работать в этом направлении. Компании необходимо сохранить и развить клиентскую базу, повысить качество обслуживания, предложить потребителям новые виды сервиса.
В ближайшие два-три года перед нами стоят амбициозные задачи по внедрению новых информационных систем и оптимизации бизнес-процессов в сбытовой деятельности. Это планы, аналогов которым не было в прежней практике. Конкуренция с независимыми энергосбытовыми компаниями заставляет нас еще активнее развиваться, улучшать и разнообразить услуги, снижать издержки.
Для решения указанных задач в Программе производственного развития ОАО "Свердловэнергосбыт" предусмотрено внедрение в сбытовых подразделениях компании единого биллингового комплекса. Комплекс позволит значительно расширить спектр дополнительных видов сервиса, повысить производительность труда персонала, снизить производственные затраты и довести уровень работы с потребителями до мировых стандартов.
Планируемая к внедрению биллинговая система предназначена для автоматизации сбытовой деятельности по обслуживанию юридических и физических лиц на основе принципа "от прибора учета до оплаты", т. е. охватывает процессы учета потребленной клиентами электроэнергии, выставления счетов, приема оплаты и контроля ее своевременности.
4. Разумеется, слишком самоуверенным выглядело бы заявление, что весь энергосбытовой бизнес России имеет радужные перспективы развития. Очень многое зависит от географии деятельности, структуры потребителей, стратегии собственника.
Считается, что основные игроки, которые будут влиять на развитие рынка сбыта электроэнергии - энергосбытовые компании, выделившиеся в процессе реформирования из состава АО-энерго - такие как ОАО "Свердловэнергосбыт". Действительно, у них к этому есть все предпосылки. При продаже в прошлом году сбытовых активов предполагалось, что кроме трейдинга электроэнергии компании займутся непрофильным бизнесом. Так, сбытовые предприятия в Уральском регионе сейчас активно стремятся к развитию биллинга, дающего возможность сбора с населения платежей в интересах поставщиков услуг в других отраслях. Развитая филиальная структура ОАО "Свердловэнергосбыт" является прекрасной площадкой для реализации биллинговых проектов. Борьба за клиентов становится все более ожесточенной. Часть промышленных потребителей уже уходит на оптовый рынок, чтобы самостоятельно закупать электроэнергию для своих нужд. В создавшихся условиях ЭСК необходимо усиливать собственные конкурентные преимущества не только экстенсивным, но и интенсивным путем. Помимо территориальной экспансии надо стремиться к постоянному повышению качества обслуживания, предлагать клиентам исчерпывающий их потребности перечень услуг.
Александр Лагутин - генеральный директор ОАО "Нижноватомэнергосбыт"
1. Энергосбытовая компания замыкает цепочку и непосредственно отвечает за энергостабильность в регионе. Это своего рода "front office" всей отрасли. Именно сбытовая организация несет все рыночные риски, и на нее же обращена негативная реакция потребителей, недовольных повышением тарифов на электроэнергию. Клиенту, по большому счету, не интересны ни потери, ни дефицит генерирующих мощностей, ни турбулентность законодательной базы.
С раздражением наблюдая за ростом тарифов, он задумывается о мифических "сверхприбылях" энергетиков, причем больше всех достается тому, с кем потребитель непосредственно общается, то есть энергосбытовой организации. На самом же деле влияние на уровень тарифов оказывают совершенно другие факторы: это и котловой метод, и повышение цены покупки на оптовом рынке. Конкуренция в сбытовом секторе электроэнергетики продолжает обостряться, рентабельность бизнеса демонстрирует стойкую тенденцию к снижению, и сверхприбыли в нынешних условиях исключены.
По поводу 1 июля: наше внимание сегодня сосредоточено на подготовке к увеличению свободной доли рынка. Для энерготрейдеров это более значимое событие, чем ликвидация РАО ЕЭС, поскольку свою собственность в сбытах бывший монополист уже перераспределил. Грядущее увеличение либерализации рынка до 25% - очень существенно, оно повлечет за собой дальнейший рост конкуренции между энергосбытовыми компаниями.
2. Развитие электроэнергетики по-прежнему сильно тормозит перекрестное субсидирование. Более того, оно негативно отражается и на экономике страны в целом. Проблема настолько не нова, что написаны уже горы литературы, защищены диссертации. Поэтому отсутствие механизма ликвидации "перекрестки" можно отнести к самым актуальным проблемам современной электроэнергетики. Причем по мере либерализации рынка ситуация будет усугубляться, ведь увеличение нагрузки на предприятия окажет отрицательное влияние на конкурентоспособность их продукции.
Энергосбытовые компании сейчас также чрезвычайно беспокоит затрудненность долгосрочного планирования своей деятельности. Я знаю, что наши коллеги даже не пытаются составлять прогноз хотя бы на три года. Энергетика - отрасль динамичная и интегрированная с другими секторами экономики. Любые изменения правил игры - разумеется, это касается прежде всего тарифов - отражаются на абонентах. Сбытам сложно прогнозировать себестоимость своей продукции - следовательно, формировать экономические планы и стратегию развития.
Решить указанные проблемы очень непросто - иначе они давно были бы решены. Ситуацию понимают и здраво оценивают все заинтересованные стороны. Более того, прилагаются усилия - с той или иной степенью эффективности - для выхода из патовой ситуации. Готовых рецептов ни у кого нет, и быть не может. Для преодоления системных проблем электроэнергетики и была затеяна реформа, однако в процессе стали "прорастать" новые и новые вопросы.
Очевидно, надо двигаться в сторону налаживания стратегического партнерства с добывающими отраслями, разрабатывать альтернативные источники энергии, внимательнее относиться к вопросам энергосбережения. В этом контексте беспроблемное будущее отрасли - далеко за горизонтом.
3. Задача повышения инвестиционной привлекательности наиболее значима для генерации и сетевых предприятий - им необходимо поддерживать и развивать основные фонды и инфраструктуру. В сбытовом секторе каждая компания сегодня, и наша в том числе, озабочена вопросом расширения абонентской базы, потому что это основной фактор, влияющий на капитализацию. При помощи нашей материнской компании - инфраструктурно-инвестиционного холдинга ОАО "Евразийский", крупнейшим акционером которого является Внешэкономбанк, мы имеем возможность вкладывать средства в масштабные проекты, связанные, прежде всего, с расширением географии филиальной сети. Пока ОАО "Нижноватомэнергосбыт" присутствует в шести регионах России, что далеко не предел.
4. Закончилось бурное время, когда деньги зарабатывались на демонтаже монополии - то есть на переделе собственности. Энергосбытовой рынок стал более цивилизованным и структурированным, и он продолжит развиваться в дальнейшем - как рынок трейдеров, во многом напоминающий биржевую площадку.
Я считаю очень вероятным введение пока еще новых финансовых инструментов, таких как фьючерсы, форварды, опционы. Это даст возможность энергосбытовым компаниям хеджировать свои риски, выстраивать правильную политику на рынке мощности и в различных секторах рынка электроэнергии - РСВ, БР. Одним словом, развитие энергосбытового бизнеса - творческий процесс, который имеет несомненные перспективы, основанные на решении стратегической задачи увеличения конкурентных преимуществ.
Виталий Рожков - генеральный директор ОАО "Кубанская энергосбытовая компания"
1. РАО "ЕЭС России" уже реализовало большинство своих энергосбытовых активов. У сбытов появились новые стратегические инвесторы. Во многих компаниях идет перестройка основных бизнес-процессов. Бывшие "дочки" РАО "ЕЭС России" являются гарантирующими поставщиками на территориях своих регионов. Существование данного статуса имеет как положительные, так и отрицательные стороны, оказывающие серьезное влияние на ситуацию в энергосбытовом секторе в целом.
Наличие обширной клиентской базы, квалифицированного персонала, имеющего многолетний опыт работы в данной сфере, унифицированного программного обеспечения для расчета потребителей, профессионально выстроенных бизнес-процессов - создают ту основу, на которой энерго-сбыты способны отправиться в свободное плавание по бурному морю рынка. Насколько крепка и устойчива эта основа, настолько уверенно будет чувствовать себя компания в новых условиях.
2. Как показывает опыт зарубежных коллег, в период либерализации энергетического рынка идет "обкатка" и совершенствование правовых механизмов, регулирующих взаимоотношения всех его субъектов, включая государство. Проблем, которые тормозят процесс, много, но они так или иначе решаются.
К сожалению, чаще это происходит при возникновении прецедентов, т. е. под давлением внешних обстоятельств. Для успешного развития энергетической отрасли в постреформенный период необходимо опережающее реагирование со стороны законодательных и регулирующих институтов.
Если перечислять конкретные проблемы, стоящие перед сбытовыми компаниями в данный момент, то это пробелы в законодательстве, касающиеся работы розничного рынка электроэнергии. Отсутствие правил проведения очередных и внеочередных конкурсов на получение статуса гарантирующего поставщика, неопределенность с порядком смены ГП, в том числе перерегистрация ГТП, передача клиентской базы, вероятность оказания политического влияния на процесс смены ГП - все это в совокупности влечет за собой риск для инвестиций в сбытовой бизнес.
Кроме того, в настоящее время отсутствуют правила коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках. Не менее значительной препоной видится отсутствие ответственности потребителей, имеющих присоединенную мощность 750 кВА и выше, за установку приборов учета, фиксирующих почасовой профиль нагрузки. При этом не могу не упомянуть перекрестное субсидирование, которое уже давно стало гордиевым узлом, сдерживающим развитие энергетической отрасли нашей страны.
3. ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" наделена статусом гарантирующего поставщика на территории двух субъектов Российской Федерации - Краснодарского края и Республики Адыгея - и является лидером в энергоснабжении южного региона (около 60% рынка). С учетом существующего положения главными направлениями развития я вижу повышение капитализации компании путем расширения спектра предоставляемых услуг на региональном рынке и выход ОАО "Кубаньэнергосбыт" на соседние регионы ЮФО. Эти стратегические шаги невозможны без оптимизации бизнес-процессов, внедрения современных технологий, повышения квалификации каждого сотрудника. Результатом станет улучшение качества конечного продукта, т. е. электроснабжения потребителя. Мы выстраиваем стратегию своего развития именно в таком ключе и уверены, что это положительно отразится на инвестиционной привлекательности компании.
4. Анализируя перспективы сбытового бизнеса в России с точки зрения спроса и предложения, конкуренции и, в целом, либерализации рыночных условий, можно сказать, что они довольно широки. Вместе с тем из-за нормативных "дыр", которые сегодня существуют в законодательстве, регулирующем сбытовую деятельность, ситуация с перспективами неоднозначная. Правила, определяющие статус гарантирующих поставщиков, подразумевают их переизбрание каждые три года. Предприятию, тем более такому, которое в своей работе "завязано" на каждого потребителя, да еще при нынешней отсталости распределительных сетей, практически невозможно за указанный срок выстроить бизнес-процессы, соответствующие не только юридическим нормативам, но, самое главное, реалиям экономики региона и интересам как потребителей, так и акционеров компании.
Роман Ткаченко - генеральный директор ОАО "Белгородская сбытовая компания"
1. Если сравнивать условия существования в рыночной среде обычных энергосбытовых компаний и гарантирующих поставщиков, то положение последних гораздо стабильнее. Это связано, в том числе, с переносом очередных конкурсов на статус ГП с 2008-го на 2010-2011 годы. Я считаю данное решение взвешенным и своевременным, поскольку еще не завершено реформирование отрасли. Совмещение процесса коренных преобразований с продажей акций энергосбытов и проведением конкурсов могло привести к отрицательным последствиям, которые отразились бы на энергоснабжении потребителей.
Что касается 1 июля текущего года, то наиболее значимые изменения в сбытовом сегменте уже состоялись. И произошло это осенью 2006 года, когда было принято принципиальное решение о выходе РАО ЕЭС из энергосбытового бизнеса и продаже сбытовых активов. На сегодня многие гарантирующие поставщики не зависят от энергохолдинга и функционируют самостоятельно. Поэтому после 1 июля наша компания не почувствует никаких изменений. Кроме того, с прекращением деятельности РАО ЕЭС должны появиться функционально заменяющие его инфраструктурные организации, в частности, Совет рынка. Впрочем, несмотря на то, что эти организации определены, нет четко прописанных правил наших взаимоотношений.
2. Основная проблема заключается в незавершенности формирования стабильной законодательной базы в электроэнергетике. Принятие отдельных нормативно-правовых актов запаздывает. Не вышли Правила коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках, которые должны быть утверждены в соответствии с постановлением Правительства РФ № 530.
Остаются нерешенными вопросы перекрестного субсидирования, взаимодействия выделившихся энергокомпаний в регионах. При "распаковке" АО-энерго по видам деятельности разделились и наши экономические интересы. В то же время государственное тарифное регулирование касается и монопольного, и конкурентного видов бизнеса: тариф на электроэнергию един, а значит, нам приходится согласовывать экономическую политику компаний.
Как известно, с 1 января текущего года планировался запуск рынка мощности. Теперь его ввод перенесен на 1 июля, однако правила функционирования в новых условиях не определены, и мы, и наши клиенты не до конца понимаем, как мы будем работать.
3. Главное для нас - это сохранение и приумножение клиентской базы, улучшение обслуживания абонентов и, соответственно, получение прибыли, увеличение капитализации компании. Эти задачи в принципе не отличаются от задач, которые стоят перед любой другой рыночной структурой. Специфика нашей деятельности заключается в том, что гарантирующий поставщик выполняет еще и социальную функцию, обеспечивая электроэнергией не только крупных потребителей, но и предприятия малого бизнеса, бюджетные организации, население.
4. Энергосбытовой бизнес существовать в России будет и впредь.
К тому же статус гарантирующего поставщика определен законом. В ближайшей перспективе неурегулированные взаимоотношения, которые еще характерны для нашего сектора электроэнергетики, несомненно, формализуются с помощью нормативно-правовых актов.
Было время, когда разбрасывали камни, скоро придет время, когда их станут собирать. Появятся холдинги, которые объединят несколько гарантирующих поставщиков. Это укрепит рынок и снизит постоянные издержки его участников.
Количество отдельных энергосбытовых компаний, не относящихся к ГП, думаю, с искоренением проблемы перекрестного субсидирования сократится. Они, вероятно, останутся в рамках существующих финансово-промышленных групп.
Анатолий Яшанин - генеральный директор ОАО "Калужская сбытовая компания"
1. Энергосбытовые компании с момента выделения из региональных АО-энерго стали вполне самостоятельными субъектами энергетической отрасли. Положение их достаточно стабильно, хотя только за последнее время, например, были введены котловые тарифы, произошел ряд существенных изменений в функционировании розничного и оптового рынков, но это не сказалось на основах работы сбытов с потребителями и партнерами, в частности, с сетевыми организациями. Не стоит создавать идиллическую картину, вместе с тем хочется отметить, что многим предприятиям удалось стать действительно рентабельными и инвестиционно привлекательными.
Естественно, ликвидация РАО "ЕЭС России" - значимое событие для всей электроэнергетики, после которого отрасль существенно видоизменится. Однако реорганизация холдинга, как и приход независимых инвесторов в сбытовой сегмент, начались уже достаточно давно, в отрасли осуществлены значительные структурные преобразования. Реформа проводилась последовательно, и у каждого предприятия было достаточно времени для адаптации к новым условиям, приобретения нужного опыта, выстраивания оптимальной стратегии экономической политики. Так что возможностей для реализации потенциала, предоставленного реформой, у энергосбытовых компаний и после 1 июля будет немало.
2. Основные проблемы связаны с деятельностью энергосбытов на розничных рынках электроэнергии, и конкретно - с отсутствием некоторых остро необходимых нормативно-правовых актов, либо неоднозначным толкованием отдельных положений действующего законодательства.
Еще одна немаловажная проблема: у нас нет механизмов, позволяющих осуществлять эффективное воздействие на те предприятия ЖКХ, которые несвоевременно оплачивают потребленную электроэнергию. Как показывает практика, процедура банкротства таких предприятий не решает сути вопроса.
Между тем сбытовые компании имеют возможность выработать консолидированную позицию и донести ее до законодателей с помощью Некоммерческого партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний, одной из задач которого как раз является формирование предложений для включения в проекты нормативно-правовых актов. Можно ожидать, что потенциал и роль НП ГП и ЭСК после 1 июля 2008 года значительно возрастет.
3. Главный инвестиционный проект, осуществляемый сейчас ОАО "Калужская сбытовая компания" - строительство газотурбинной станции с установленной мощностью до 20 МВт электрической и около 25 Гкал/час тепловой энергии в городе Обнинске. Для его реализации был размещен выпуск дополнительных акций, благодаря чему удалось привлечь в строительство 297 млн рублей.
Строительство ГТУ-ТЭЦ - часть последовательной стратегии по диверсификации деятельности. Так, ранее наша компания приобрела у ОАО "Калужские коммунальные системы" четыре котельных комплекса установленной мощностью 58 МВт.
Диверсификация позволяет обеспечить дополнительные конкурентные преимущества в виде собственных высокоэффективных производственных активов. Причем возможности диверсификации стали реальными именно благодаря реформе электроэнергетики, создавшей такие структурные и экономические условия, при которых вопрос о строительстве в Калужской области собственных генерирующих мощностей начал предметно решаться впервые за много лет.
4. Если говорить именно об энергосбытовой сфере, то ее перспективы следует оценить как весьма привлекательные, хотя сбытовой бизнес, несомненно, будет эволюционировать. Это вызвано прежде всего тем, что компании в условиях конкуренции станут искать инновационные пути развития, новые механизмы качественного обслуживания клиентов, как следствие, улучшая свои производственно-экономические показатели и свое положение на рынке. В целом успех неизменно зависит от кадрового потенциала предприятий и умения работать на современном уровне. Названные факторы во многом и определят перспективы отдельных компаний.
Владислав Сурменко - заместитель генерального директора ОАО "Энергокомпания "Восток""
1. После 1 июля положение независимых энергосбытовых компаний, я думаю, сильно не изменится. Рынок мощности для них де-факто начал работать еще в феврале 2007 года. Вместе с тем ожидается увеличение стоимости электроэнергии, покупаемой на ОРЭМ. Поэтому в целом настрой больше негативный, чем позитивный, особенно в контексте предстоящей ликвидации головной организации отрасли.
2. На мой взгляд, все проблемы можно разделить на две группы: законодательные и прикладные. К первым я бы отнес нечеткость или даже пробелы в нормативной базе, регламентирующей работу на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Так, законодательно не прописаны некоторые вопросы допуска на ОРЭМ, в частности, порядок взаимодействия при согласовании заявок независимых энергосбытовых компаний и органов исполнительной власти. В разряд вторых, не менее острых, входят методологические проблемы оптового рынка (например, отсутствие инструментов хеджирования).
3. Общими первоочередными задачами в энергосбытовом секторе - именно в целях повышения инвестиционной привлекательности компаний - можно назвать, во-первых, увеличение полезного отпуска электроэнергии. Во-вторых, обеспечение для потребителя прозрачности ценообразования. Наконец, в-третьих, снижение ценовой надбавки.
4. Как ни странно это сейчас звучит, но тенденции глобализации, скорее всего, коснутся и энергосбытового бизнеса. В будущем неизбежно поглощение крупными энергосбытовыми компаниями более мелких. Количество игроков на рынке в результате конкурентного отбора существенно сократится. Уверенно себя чувствовать в рыночной среде смогут, вероятно, энергосбытовые компании с полезным отпуском не менее 5-7 млрд кВт.ч.
Александр Школьников - заместитель генерального директора по экономике и стратегическому планированию ОАО "Смоленскэнергосбыт"
1. Текущее положение энергосбытовых компаний очень разное. У одних - рост потребления, корректная тарифно-балансовая политика и относительно неплохая прибыль. У других - депрессивный регион, проблемы с оплатой, выпадающие доходы из-за непродуманных тарифно-балансовых решений. Часть сбытов уже ощутила риски, связанные с конкурсом на статус ГП, часть - нет. У одних довольно ровный график потребления и минимальные отклонения на НОРЭМ, у других (в основном, у ГП, образованных на базе компаний - муниципальных перепродавцов) - неровный график и высокие отклонения. Одни уже транслируют большие объемы и по высоким ценам, у других - объемы трансляции пока минимальны.
Что изменится после 1 июля? Для большинства сбытовых компаний, которые входили в состав РАО ЕЭС и были проданы на аукционах, либо изначально работали независимо от РАО - сразу практически ничего не изменится. Крупные энергосбыты и гарантирующие поставщики, имеющие шансы (и, в первую очередь, желание) быть избранными в НП "Совет рынка", смогут активно воздействовать на вырабатываемые в Совете рынка регламенты, поскольку в сбытовом сегменте отрасли наступит иное время, когда придется не только полагаться на себя, но и самостоятельно формировать среду для своей работы.
В целом все компании окажутся в условиях, где роль верховного арбитра (которую исполняло РАО "ЕЭС России) сведена к минимуму, а основной способ выжить - это умение договариваться, находить компромиссные решения.
2. Первая проблема - избыточное регулирование деятельности гарантирующих поставщиков, что сказывается, в частности, на сбытовой надбавке, уровень которой неудовлетворителен как в абсолютном, так и в относительном значении - по сравнению с рыночными рисками. Существующий естественный процесс банкротств в экономике (скоро к ним добавится возможность объявления себя банкротами физических лиц) - это убытки гарантирующего поставщика, выступающего в данном случае "страхователем рисков" сетевых и генерирующих компаний. Поскольку ГП получает разницу между выручкой и выплатами, любые неувязки в тарифно-балансовой сфере уменьшают фактическую сбытовую надбавку. Очевидно, что ее величина должна предусматривать некий страховой запас для минимизации рисков.
Вторая проблема связана с рисками на оптовом рынке, особенно на ожидаемом рынке мощности. Если цена транслируемых на розничный рынок энергии и мощности хотя бы на копейку за киловатт-час не покроет цены их покупки в нерегулируемом секторе оптового рынка, убыток может составить около трети сбытовой надбавки данного месяца.
Третий блок проблем касается статуса гарантирующего поставщика - точнее, его потери при несоблюдении коэффициентов и вопросов его получения на конкурсах. Основной недостаток существующих условий конкурса - приоритет минимизации необходимой валовой выручки. Между тем преобладающее значение, помимо валовой выручки, должны иметь условия обслуживания потребителей и гарантии надежности претендента.
Четвертый блок связан со сферой ЖКХ и взаимодействием с управляющими компаниями. Если энергосбыт в многоквартирных домах будет собирать деньги не с конечных потребителей, а через посредника - управляющую компанию или ТСЖ, это приведет к нарастанию дебиторской задолженности, возможным убыткам от банкротства управляющих компаний и рискам потери статуса гарантирующего поставщика вследствие несоблюдения финансовых коэффициентов.
3. Завоевывать смежные с энергоснабжением рынки (устанавливать приборы учета для населения и малого бизнеса, оказывать дополнительные услуги в сфере ЖКХ, проводить энергоконсалтинг), развивать клиентоориентированный подход, в том числе путем создания ЦОКов, и тем самым увеличивать капитализацию компании.
4. Энергосбытовой бизнес постепенно станет таким же конкурентным бизнесом, как, например, бизнес сотовых операторов, банков и страховых компаний. Увеличатся объемы дополнительных услуг, со временем появятся новые тарифные планы.
Часть гарантирующих поставщиков активизирует работу в области ЖКХ.
Ниша клиентов с уровнем мощности свыше 750 кВА, имеющих возможность выйти на ОРЭМ, станет наиболее конкурентной сферой.
Возможны эксперименты в отдельных регионах в отношении развития конкуренции на розничном рынке.
Очередные конкурсы на статус ГП, скорее всего, отменят (после нескольких скандалов, локальных кризисов и протестов акционеров, особенно мелких), и в дальнейшем будут проводиться только внеочередные конкурсы в случае явного банкротства ГП.