Жизнь после РАО
Пребывая последние денечки на посту главы РАО «ЕЭС России», Анатолий Чубайс решил попрощаться с прессой, пригласив журналистов региональных СМИ в Москву на традиционную ежегодную, а теперь уже и заключительную встречу.
Войдя в зал (дело происходило в гостинице «Салют»), председатель правления энергохолдинга Анатолий Чубайс начал с шутки: «Мы тут накануне посовещались, как назвать сегодняшнее мероприятие: «РАО «ЕЭС России» - открытая компания» или «закрытая компания». Решили оставить первый вариант, который сопровождал наши с вами встречи все предшествующие годы. А вообще, РАО «ЕЭС России», как мы сами и спланировали, перестает существовать в качестве юридического лица с 1 июля 2008 года».
Усиление выделением
Взяв микрофон, Анатолий Чубайс вспомнил далекий 1992 год, когда только что созданное РАО «ЕЭС России» унаследовало громоздкую структуру Министерства энергетики СССР.
Главным элементом структуры были 73 региональных АО-энерго. Они включали в себя генерацию, сети, диспетчирование и сбыт. Подобная вертикальная интеграция, по словам Чубайса, обладала одним крайне коварным свойством, а именно: в АО-энерго конкуренция была в принципе невозможна. Если, к примеру, вы живете в Москве, то покупать электроэнергию можете только в «Мосэнерго», в Калуге - в «Калугаэнерго» и т.д. Территориально замкнутая вертикальная интеграция исключала возможность какого-либо выбора для потребителя. С другой стороны, такая конструкция не способствовала заинтересованности поставщика в улучшении работы на потребителя.
Отцы реформы начали со структурных преобразований, в частности, из региональных АО-энерго были выделены генерирующие, сетевые, сбытовые компании. Кстати, как неоднократно Чубайс упоминал на предыдущих встречах с прессой, первой ласточкой в осуществлении реформы было «Калугаэнерго».
В результате преобразований, которые произошли также и на уровне собственно РАО «ЕЭС», появились монопольные и конкурентные сектора. В монопольной части преобладает государственная, в конкурентной - частная собственность.
Раньше в беседах о реформе глава РАО старался более подробно рассказывать о конкурентных секторах, а в этот раз сделал акцент на монопольный сегмент электроэнергетики. Начал с компании, которая называется «Системный оператор». Предшественником его было Центральное диспетчерское управление федерального уровня (ЦДУ). Помимо него действовали семь объединенных диспетчерских управлений (ОДУ) по территориям - Дальний Восток, Урал, Центр и т.д. Это были не зависящие от ЦДУ юридические лица, которые корпоративно и по собственности не имели к нему никакого отношения. К тому же на уровне субъектов РФ в каждом АО-энерго были свои региональные диспетчерские управления (РДУ). Они, в свою очередь, юридически не имели никакого отношения ни к ЦДУ, ни к ОДУ. Неудивительно, что такая система была дезорганизованной по структуре собственности, по возможности управления.
На сегодняшний день вся диспетчерская собственность изъята и консолидирована в одну вертикаль под управлением компании «Системный оператор». Сегодня приказы гендиректора этой компании не являются пожеланиями, как раньше. Теперь они подкреплены законодательством. Не выполнил - будешь наказан, вплоть до увольнения. Ведь что такое невыполнение диспетчерских указаний? Авария.
Главный плюс - инвестиции от частника
Сверхзадача, которую призвана решить реформа отрасли, это привлечение в энергетику страны масштабных инвестиций. Не вдаваясь в детали разработанных стратегий, констатируем: задача уже реализуется. Если в 2005 году объем инвестиций составлял около 115 миллиардов, то в текущем году ожидается 815 миллиардов рублей, а в 2009 году - триллион. Львиная доля этих денег - прямые частные инвестиции. Отсюда и неплохая динамика ввода мощностей: 2007 год - 1900 мегаватт, 2008 год - 2200 мегаватт. Далее прогнозируется еще более стремительный рост ввода мощностей: 2010 год - 12 900 МВт, 2011-й - 13 700 МВт.
Для реализации своей инвестпрограммы энергетика предъявляет колоссальный спрос еще десятку смежных отраслей. Например, рост спроса в энергомашино-строении - в восемь раз, в электротехпроме - в четыре раза и т.д. Без преувеличения энергетика становится локомотивом развития для всей экономики.
Группа рисков
Не умолчал Анатолий Чубайс о постреформенных рисках и страховках от них. Он насчитал семь рисков, а мы по причине ограниченности газетной площади рассмотрим два.
Первый - риск манипуляции ценами на электроэнергию через цены на топливо. Суть в следующем: в структуре топливного баланса тепловых электростанций страны природный газ занимает 68 процентов, а на долю угля и мазута приходится только 32 процента. В свою очередь, 79 процентов всех поставок газового топлива для тепловых электростанций падает на структуры Газпрома, 21 процент - на независимых производителей. Таким образом, Газпром контролирует поставки почти 54 процентов топлива для теплоэнергетики России. Вместе с тем Газпром наращивает и свое присутствие на рынке электрогенерации. А ну как у газового гиганта возникнет соблазн манипуляции поставками «голубого топлива» для «своих» и «не своих» электростанций?
По мнению Анатолия Борисовича, в качестве механизма снижения подобного риска можно было бы ввести штрафы за злоупотребление монопольным положением в размере 10 процентов выручки от продажи топлива на локальных рынках. Необходимо существенное усиление антимонопольной работы правительства в газовой отрасли.
Второе - ценовой риск инвестиционной программы. Чубайс считает его наиболее серьезным.
Так сложилось, что по разным причинам три крупных экономических процесса совпали во времени. Один из них - рост мировых цен на энергетическое оборудование. Например, в Европе за последние три года цена одного вводимого мегаватта мощности почти удвоилась. Аналогичный процесс идет и в нашей стране. Цены, которые отечественные машиностроители выставляют на свою продукцию, уже сопоставимы с мировыми. В дополнение к этим двум неприятностям добавилась третья - моровой финансовый кризис. В итоге произошло существенное удорожание кредитов и, соответственно, снижение их доступности.
«Что делать? - задается вопросом Чубайс. И сам же на него отвечает: - Идет активное давление на правительство со стороны некоторых наших энергомашино-строителей с требованием выстроить заградительные пошлины на ввоз импортного оборудования. Причем делается это под замечательным лозунгом: «Поддержим отечественного товаропроизводителя». Поддержка отечественного товаропроизводителя - вещь, конечно, важная и правильная. Но еще важнее и правильнее - поддержка отечественного товаропотребителя. Если же пойти на поводу у лоббистов от энергомашиностроения, это лишь приведет к кратному росту цены киловатта, а потом и киловатт-часа».
В заключение председатель правления РАО «ЕЭС России» сформулировал свой главный вывод. По его мнению, фундаментальные либеральные рыночные ценности доказали свою работоспособность в электроэнергетике России, даже с учетом технологических особенностей, уникальных требований по надежности, с учетом климата и т.д.
- Следующая задача - выстроить систему управления постреформенной энергетикой, не теряя тех фундаментальных преимуществ, которые мы уже получили, - подчеркнул Анатолий Чубайс.
Оно, конечно, жизнь после РАО не остановится. Только теперь вопросами координации и управления займется Межведомственная комиссия по электроэнергетике, Минэнерго РФ, саморегулируемый орган - Некоммерческое партнерство «Совет рынка».
Петр Федоров