Сбытовики строят генерацию
Весной этого года сразу две сбытовые компании регионального масштаба начали строить собственную генерацию. ОАО «Калужская сбытовая компания» будет строить в Обнинске газотурбинную станцию установленной мощностью 20,8 МВт и 28 Гкал-час электрической и тепловой мощности соответственно. ОАО «Челябэнергосбыт» готовится к строительству угольной ТЭЦ мощностью 120 МВт и 160 Гкал-ч (о челябинском проекте, который разворачивается в городе Копейске, см. «ЭПР» № 10 за 2008 год).
Как поясняет генеральный директор Калужской сбытовой компании Анатолий Яшанин, строительство ГТУ-ТЭЦ – часть последовательной стратегии по диверсификации деятельности, «которая позволит обеспечить дополнительные конкурентные преимущества в виде высокоэффективных производственных активов». Строительство ГТУ-ТЭЦ – это не первый шаг по развитию собственной генерации. В 2006 году Калужская сбытовая компания приобрела у РАО «Калужские коммунальные системы» («дочка» РКС) четыре котельных комплекса установленной мощностью 58 МВт.
Собственные генерирующие активы необходимы для того, чтобы упрочить энергонезависимость Калужской области, практически не имеющей собственной генерации, сократить энергодефицит, усиливающийся в условиях роста потребления (по прогнозам, в 2008‑2011 годах возможен среднегодовой прирост потребления на 7,4 процента). Особенно высокими темпы роста потребления обещают быть в северных районах Калужской области, где идет строительство технопарков, заводов, заметно растет промышленное энергопотребление и планируется ввод в строй больших объемов жилья.
Почему выбрали именно ГТУ? «Газотурбинная технология является оптимальным решением при строительстве объектов такой мощности с точки зрения экономических и экологических факторов, – поясняет Олег Королев, руководитель пресс‑службы ОАО «Калужская сбытовая компания». – Объемы потребления газа станцией будут не очень велики, предварительная договоренность о поставках газа достигнута». Что до коммерческой стороны проекта, то «говорить о достаточно точных сроках окупаемости проекта можно будет только после запуска рынка мощности». Новая станция будет строиться в промышленной зоне города рядом с подстанцией «Окружная». Планируемый срок ввода в эксплуатацию – четвертый квартал 2009 года.
Источниками инвестиций стали дополнительная эмиссия на сумму 297 миллионов рублей, заемные средства и собственные средства компании. Основную часть допэмиссии выкупило ОАО «Калужская городская энергетическая компания» (владеет контрольным пакетом ОАО «Калужская сбытовая компания»), остальные акции приобрели ОАО «Проекты и технологии» и физические лица.
Эксперты «ЭПР» считают, что инициатива Калужской и Челябинской сбытовых компаний – только начало, частное проявление будущей общей тенденции. «Вообще, это инициатива РАО ЕЭС. Прочие сбытовые компании генерацию не строят, и вряд ли у них будут средства ее строить. Скорее, следует ожидать, что стратегические инвесторы, купившие доли РАО в cбытах, могут вынашивать такие планы. Пример – Роскоммунэнерго, приобретающее ОГК-1. В отличие от сбытовой деятельности, вход в генерацию стоит достаточно дорого.
В целом процесс идет в обратном направлении – генерация приобретает сбыты, с тем чтобы гарантировать себе некую долю рынка. Однако крупные сбытовые образования в скором времени также могут появиться на рынке. Отстроив свой сбытовой бизнес, они вполне могут заняться проектами в генерации. Главным здесь будет доходность проекта, а не его направленность: сбыт, генерация или прием платежей за сотовую связь», – подчеркивает Василий Сапожников, аналитик ФК «Открытие».
«В любом случае сбытовые компании будут стремиться к встраиванию в вертикально интегрированные структуры, – считает Денис Демин, аналитик ИК «Энергокапитал». – Наличие собственной генерации позволяет чувствовать себя более уверенно, не зависеть от поставщика топлива или от наличия статуса гарантирующего поставщика. Другое дело, что в настоящее время мы чаще наблюдаем примеры обратного характера – консолидацию сбытовых и генерирующих компаний в руках одного собственника».
Ольга МАРИНИЧЕВА