Начало электроэнергетики в Калуге
Начало электроэнергетики в Калуге
22 декабря в Российской Федерации ежегодно отмечается День энергетика. В преддверии этого профессионального праздника «Калужская неделя» решила рассказать об основных этапах становления электроэнергетики в областном центре.
Первые шаги
10 декабря 1898 года (по ст. стилю) на заседании Калужской городской Думы было поддержано предложение Калужского губернатора А.А. Офросимова относительно устройства в городе электрического освещения. Дума постановила: поручить Управе совместно с гг. гласными думы: В.Г. Прозоровским, М.Н. Волковым и М.В. Преображенским вступить в переговоры с теми фирмами, которые ранее уже заявили о желании принять на себя устройство в Калуге электрического освещения.
В марте 1900 года «Калужские губернские ведомости» сообщали, что предприниматель обещавший устроить в Калуге электричество и электрический трамвай господин Бродский, уведомил городские власти, что бельгийские специалисты по устройству обоих начинаний скоро прибудут в Калугу с планами означенных предприятий.
Увы, этот проект так и не был осуществлён. Тут же оживились противники использования электричества, преследовавшие свои, далеко не всегда бескорыстные цели. В прессе развернулась широкое обсуждение темы: что выгоднее, электрические фонари или керосиновые? Губернская газета сообщала: «31 июля 1902 года в девятом часу вечера на Плац-Парадной площади Калуги в присутствии исполняющего дела начальника губернии А.П. Булгакова, городского Головы С.Н. Блистанова и гласных думы проходило испытание керосино-газового фонаря системы «Германия» с целью применения фонарей этой системы для освещения городских улиц. Фонарь рассчитан на силу света в 60 свечей и стоит со всем устройством 100 рублей, а час горения при цене керосина в 1 р.50 к. пуд должен обходиться в 2 копейки. Однако его ненадежность в ветреную погоду говорит за то, что выгоднее иметь электрическое освещение…».
Сторонники применения электричества победили.
3 февраля 1903 года был утверждён разработанный акционерным обществом «Вольта» в городе Ревеле план электрификации города Калуги с подробным указанием расположения подстанций, фонарей и электропроводки.
Но, чтобы осуществить проект, нужна была мощная электростанция. Подобное сооружение оказалось тогда не по карману городской казне.
Начало
Вновь вернулись к теме городского электрического освещения в 1911 году. 18-21 июня Калужская городская дума обсуждала сметы расходов на устройство электрического освещения в городе. И, наконец, утвердила! Вскоре после этого началось строительство электростанции.
15 февраля 1912 года в Калуге начали устанавливать высокие столбы, с изоляторами. Затем наступила очередь электропроводки. Эта работа была завершена к октябрю. Все линии сходились в одном месте: на улице Большой Садовой, недалеко от храма Жён Мироносиц, где строилось здание электростанции.
23 февраля 1912 года газета «Калужский курьер» опубликовала порядок установки электросчетчиков в частных домах и тарифы за предстоящую подачу электричества. Годовая плата допускалась с рассрочкой по месяцам путем вычетов денег из жалованья. «Для освещения и приборов мощностью не свыше 400 уатт, - извещала газета, - плата - 26 коп за один килоуатт-час, за энергию для приборов мощностью от 400 до 2208 уатт плата 16 коп в час за один килоуатт в час по двойному тарифу. Будет учитываться расход энергии для моторов мощностью свыше трех лошадиных сил и приборов мощностью свыше 2208 уатт. По низшей расценке плата определена в 14 коп за один килоуатт в час. Аккордным (оптовым) тарифом пользуются абоненты, не пожелавшие иметь счетчик. В этих случаях плата назначается за одну 16-свечовую лампу 9 руб. в год и за одну 25-свечовую лампу - 12 руб. в год».
3 марта 1912 года в Калугу прибыли специалисты технического персонала немецкой фирмы «Симменс и Гальске», взявшие на себя установку и наладку оборудования городской электростанции.
12 января 1913 года состоялось первое включение энергоагрегатов (суммарно 300 квт.) городской электростанции, а её торжественное открытие состоялось 16 апреля того же года. Начальником электростанции назначили Валентина Митрофановича Лалетина, которого городские власти пригласили из Главных железнодорожных мастерских СВЖД (ныне ОАО «Калугапутьмаш»). «Калужский курьер» сообщал: «Как новинка станция собирает вокруг себя по вечерам толпу любопытных».
Тогда станция обеспечивала энергией 78 дуговых фонарей (уличное освещение) и 635 лампочек накаливания.
Не успели калужане насладиться электрическим светом, как появились новые проблемы. «Калужский курьер» рассказал о мошенниках, которые после проводки электричества стали являться в дома калужан под видом служителей электрической компании в форменных фуражках и с квитанциями в руках, требуя сдачи электрических счетчиков якобы на проверку, и вместе со счетчиками уносят, если зазевался хозяин, и одежду из передней.
Станция работала без перебоев до 1917 года, когда из-за трудностей военного времени и значительно выросшего числа потребителей, был введён ряд ограничений.
6 февраля 1917 года на чрезвычайном собрании Калужской городской Думы было решено: оставить включённым освещение на улицах до наступления рассвета, а на улицах Ямской и Московской (ныне ул. Ленина) – до 7 часов утра; просить начальника губернии о запрещении открытия кинематографов не ранее 8 часов вечера и об окончании в них сеансов к 11 часам, не исключая праздничных дней. Были запрещены рекламные вывески с использованием электричества. Сокращён на половину отпуск энергии в госпиталя. Депутаты попросили начальника губернии о закрытии всех магазинов в городе с 7 часов вечера. Постановления городской Думы были утверждены начальником губернии 14 февраля. Здание первой городской ЦЭС было снесено 24-28 августа 2003 года.
В трудное время
Калужский краевед Юрий Вусович сообщал: «За отсутствием топлива в 1921 г. улицы вовсе не освещались. В 1922-1923 гг. было всего 25 уличных фонарей (от 200 до 1000 свечей), в 1923-1924 гг. - 33. С 1924-1925 гг. вводится освещение улиц Домовыми фонарями, число которых к 1 октября 1925 г. было 390 при 85 уличных фонарях».
1 декабря 1926 года газета «Коммуна» опубликовала решение горсовета о перенесении из центра Калуги на окраины двадцати больших уличных электрических фонарей силой света до 1000 свечей в каждом. Установка намечена у бывшего Чертикова моста, в конце проспекта Владимира Соловьева (у Смоленского тракта), на Зеленской улице (близ Окской ветки), на проспекте Желябова, у железной дороги, на проспектах Бакунина, Сковороды, Петрашевского, Салтыкова-Щедрина, Шопена и др.
Число домовых фонарей к 1 октября 1927 г. было 770, а уличных фонарей к 1 октября 1928 г. было 119».
От потребления энергии к её производству
Со второй половины 20-х годов прошлого века начинается бурное развитие промышленности в нашем городе. Электроэнергии требовалось всё больше и больше, а городская электростанция работала уже на пределе возможностей. В 1927 году было принято решение о строительстве новой городской электростанции.
6 ноября 1929 года в Калуге вступила в строй новая городская ЦЭС. На территории станции, по этому случаю, состоялось торжественное заседание Горсовета и исполкома. Мощность новой станции – 2 генератора по 1500 кВт.
В 1937 году была введена в эксплуатацию первая очередь ТЭЦ завода НКПС, работающая на подмосковном угле. Её мощность составила 3500 кВт.
На некоторых других городских предприятиях запустили свои небольшие полукустарные энергоустановки.
Послевоенное время
Во время Великой Отечественной войны Калуга была оккупирована немецко-фашистскими войсками. В конце декабря 1941 года отступающие гитлеровцы взорвали ЦЭС и вывели из строя ТЭЦ. Вновь перед калужанами остро стал вопрос, как в кратчайшее время дать городу электроэнергию.
10 января 1942 года был восстановлен паровой двигатель на Лесозаводе. Оттуда протянули кабель на завод НКПС, где был обнаружен дизельный двигатель, изготовленный на этом заводе и забытый при эвакуации. Лесозаводскую станцию использовали как пускач.
Далее приведем воспоминания Николая Павловича Ратьковского: «Есть в жизни обстоятельства, которые иначе как счастливыми случайностями не назовёшь. Не является ли случайностью то, что ТЭЦ завода НКПС (её котлы, турбогенераторы и другие агрегаты) не были взорваны при отступлении. Что вода была спущена из всех агрегатов и основных коммуникаций и поэтому ТЭЦ значительно не пострадала во время суровой зимы 1941-1942 годов. Что фашисты при отступлении так же не взорвали ТЭЦ. Не является ли случайностью то, что на складе завода был оставлен готовый к отправке, но не отправленный и не эвакуированный 140-сильный дизель. Не является ли случайностью то, что нагрузочный генератор испытательного стенда для выпускаемых заводом дизелей не был эвакуирован и оставлен на стенде. Даже дизельное топливо нашлось на территории завода. Всё это в совокупности позволило в кратчайшие сроки, при факелах (зимний день короток) запустить ТЭЦ – энергетическое сердце завода. Очень помогло и то, что завод выпускал ранее дизели безкомпрессорного типа. Это позволило произвести запуск их без дефицитных в то время компрессоров или баллонов со сжатым воздухом».
С запуском ТЭЦ завода НКПС, 31 января 1942 года, в освобождённый город вдохнули жизнь.
С ЦЭС было всё значительно сложнее. Отступающие оккупанты серьёзно разрушили станцию - было взорвано главное здание, паровые котлы и градирня. В 1946 году ценой неимоверных усилий удалось восстановить первый котёл, а во второй половине 1947 года - ещё один. Главное здание восстановили только в 1948-м.
Мирное строительство
После окончания Великой Отечественной Войны правительством страны было принято решение о строительстве в Калуге новой ТЭЦ, как цеха энергообеспечения для строящегося комбината синтетических душистых веществ (СДВ).
6 ноября 1948 года на Калужской ТЭЦ-1 встал под нагрузку первый турбогенератор. Установленная мощность станции составляла 5 МВт. Все основное оборудование произведено в США и было получено по ленд-лизу: 2 паровых котла фирмы «Комбашен инженеринг» производительностью 63,5 т/ч (топливо - уголь), 2 конденсационные турбины с производственными отборами фирмы «Вортингтон» по 2,5 МВт, электрическое оборудование, оборудование химводоподготовки. В 1963 году электростанция была переведена с угля на газообразное топливо. В 1978 году вместо одного американского генератора установили турбину мощностью 6 МВт сделанную на КТЗ.
В ходе реформирования РАО «ЕЭС России» ТЭЦ-1 была передана в активы ОАО «Калужская генерирующая компания», сейчас являющуюся филиалом ОАО «ТГК-4» - «Калужская региональная генерация». На данный момент на станции идет реконструкция с применением современной газотурбинной технологии, на базе передового энергетического оборудования, которая позволит увеличить мощность станции.
Эпилог
История энергетики в Калужской области имеет немало ярких страниц. Именно на территории нашего региона 27 июня 1954 г. была пущена в эксплуатацию первая в мире атомная электростанция, проработавшая 48 лет, вплоть до 29 апреля 2002 года. Многое из рассказанного в статье уже стало историей. Однако любая история почти всегда имеет продолжение. Наряду с реконструкцией Калужской ТЭЦ-1, на территории региона в ближайшем будущем начнется строительство Калужской сбытовой компанией газотурбинной станции установленной мощностью 20,8 МВт электрической и 28,6 Гкал/час тепловой энергии в городе Обнинске. Пока жители области и промышленность региона будут нуждаться в электроэнергии, в Калужской области будет развиваться и энергетика.
Валерий ПРОДУВНОВ