Будет ли комфорт в подъездах?
В середине июня жители нескольких домов, расположенных на проспекте Ленина города Обнинска на один день остались без света в подъездах. Причина оказалась проста – управляющая организация ООО «Комфорт», обслуживающая эти и многие иные дома в городе Обнинске, задолжала почти восемьсот тысяч рублей ОАО «Калужская сбытовая компания» за поставленную электроэнергию.
Если выслушать в этой ситуации каждую из сторон, то покажется, что все правы, вот только не было ни света, ни денег. Жители домов утверждают, что за коммунальные услуги платят регулярно (плата за общедомовое освещение закладывается в тариф по содержанию и обслуживанию жилья), организация, управляющая многоквартирными домами - что не может оплатить электропотребление гарантирующему поставщику полностью, так как на самом деле долг жителей за коммунальные услуги превышает 7 миллионов рублей, а ОАО «Калужская сбытовая компания» хочет, чтобы потребители, в данном случае - ООО «Комфорт», просто полностью и своевременно рассчитывались за электроэнергию, которая им уже поставлена, а если этого не происходит – вводит режим ограничения электропотребления до фактически оплачиваемого уровня. Получается замкнутый круг, из которого на первый взгляд нет никакого выхода. Но только на первый взгляд.
По большому счету у организаций, управляющих многоквартирными домами более, чем достаточно возможностей по недопущению отключения общедомового освещения. Во-первых, действующим законодательством предусмотрена возможность (а посути, обязанность) самостоятельного ограничения потребителем режима потребления электроэнергии под контролем сетевой организации. Зная о невозможности произвести оплату электропотребления в полном объеме организация, управляющая многоквартирным домом, может отключить прежде всего те подъезды и в тех домах, жители которых имеют наибольшие задолженности за коммунальные услуги и это не говоря уже о том, что ограничение может быть введено на собственный офис, хозяйственные постройки и тому подобное. Однако, ООО «Комфорт», которому ОАО «Калужская сбытовая компания» в установленные законодательством сроки направило письмо о введении режима ограничения электропотребления, не стало заниматься добровольным ограничением электропотребления, самоустранившись от защиты интересов жителей добросовестно и в полном объеме оплачивающих коммунальные услуги.
Кроме того, почему-то принято считать, что организации, занимающиеся управлением многоквартирными домами, могут уменьшить собственную сумму долга за потребленную электроэнергию только одним способом – взыскивая задолженности по коммунальным платежам. Но это не так. Слово энергосбережение хорошо знакомо многим обнинцам: энергосберегающие лампочки стоят сейчас во многих квартирах. Экономия расходов бывает весьма ощутимой, и она может быть куда большей, если речь идет о подъездах во многих домах Обнинска. К тому же современные технологии позволяют применять самые разные формы энергосбережения, в частности в подъездах могут быть установлены светильники с высокочастотными датчиками, которые реагируют на движение. Поэтому свет в подъездах будет именно тогда, когда кому-то понадобиться пройти по лестнице, когда человек выйдет из подъезда или войдет домой, свет автоматически выключится. Это еще и удобно, особенно для пожилых людей, которым сейчас нередко приходится в темноте с сумками искать выключатель. При высокочастотных светильниках, этого делать будет вообще не нужно, свет будет включаться автоматически. Еще одной возможной технологией энергосбережения является установка в подъездах (на каждом этаже) выключателей с таймером, при котором свет будет гореть определенное время, например, пять минут, достаточное для того, чтобы человек прошел по лестнице, а свет выключится ровно через пять минут. Такое оборудование стоит дороже обычного, но и эффект от его использования тем более в масштабах нескольких многоквартирных домов будет более чем значительным.
Поэтому, почему ООО «Комфорт» даже не пытается заниматься энергосбережением - большой вопрос. Возможно управляющим организациям вместо того, чтобы все время жаловаться на жильцов и кивать на энергетиков стоит просто попытаться усовершенствовать свою работу?
Причем стимул для этого у них появился отличный. Это проводимая реформа коммунальной сферы, которая у многих незаслуженно ассоциируется только с ростом тарифов на услуги ЖКХ. В действительности она предоставляет потребителям право выбора оптимальной формы управления своим жилым домом: непосредственное управление, ТСЖ, или управляющей организации. Причем выбор этот вправе сделать только сами жители домов, ориентируясь на то, кто сможет обеспечить реальный комфорт в их домах. Судя по появившимся в последнее время публикациям, есть немало организаций, которые хотели бы работать в ставшей столь одиозной сфере как ЖКХ и делать это с большой охотой и вниманием к жителям. Важно просто не считать коммунальную сферу гиблым делом, в котором никогда ничего не изменится, а максимально профессионально относится к своим обязанностям. Это кстати не отменяет того факта, что коммунальные услуги жителям надо на самом деле оплачивать во время. А у Вас нет долгов за «коммуналку»?
Екатерина Соловьева