Общедомовые нужды - забота общая
Общедомовые нужды - забота общая
(Калужская сбытовая компания откликнулась на статью «За того парня» («Весть» за 11.10.2011 г.)
Поставка электрической энергии в многоквартирные дома в объемах, используемых как для жилых помещений (квартир), так и для общедомовых нужд (освещение лестничных клеток, подвалов, подъездов, работу лифтов и т.п.), осуществляется на основании договоров энергоснабжения, заключаемых между ресурсоснабжающей организацией и исполнителями коммунальных услуг.
Такой ресурсоснабжающей организацией на территории Калужской области является гарантирующий поставщик - ОАО «Калужская сбытовая компания», а исполнителями коммунальных услуг (в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом) могут быть управляющая организация, ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив.
Договором энергоснабжения, заключенным между гарантирующим поставщиком и исполнителем коммунальных услуг, может быть предусмотрено право гарантирующего поставщика на получение непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений платы за электроэнергию, использованную в квартирах. Такое право предусмотрено в большинстве договоров энергоснабжения заключенных ОАО «Калужская сбытовая компания» с исполнителями коммунальных услуг на территории Калужской области.
Кроме того, с некоторыми управляющими организациями также заключены и договора, на основании которых ОАО «Калужская сбытовая компания» принимает от жителей многоквартирных домов и плату за электрическую энергию, использованную в местах общего пользования («общедомовые нужды»).
Вопросы предоставления и оплаты коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, продолжают оставаться одной из самых злободневных тем для обсуждения средствами массовой информации и на проводимых совещаниях самого различного уровня.
Ведь в отличие от частных жилых домов, где порядок определения объемов использованных коммунальных ресурсов предельно понятен и прозрачен, в многоквартирных домах сохраняется риск производить оплату не только за себя но и за «того парня», который не брезгует залезть в карман соседа.
Именно с таким названием «За того парня» и была опубликованная 11 октября 2011 года в региональной газете «Весть» статья по вопросам расчетов за электрическую энергию использованную на «общедомовые» нужды многоквартирных домов, оборудованных «общедомовыми» приборами учета.
С учетом актуальности затронутой проблемы и обращений жителей многоквартирных домов г. Кирова и г. Людиново, уже 13 октября в здании администрации г. Кирова было проведено совещание под председательством заместителя губернатора Калужской области В.А. Абраменкова и с участием представителей министерства строительства и ЖКХ Калужской области, администраций Кировского района, г. Киров и г. Людиново, электросетевой организации филиал «Калугаэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и гарантирующего поставщика ОАО «Калужская сбытовая компания». (К сожалению, самих жителей Кирова и Людиново, обратившихся с соответствующими заявлениями, на совещании не было). По итогам совещания был принят ряд решений, успешная реализация которых должна напрямую способствовать разрешению существующей проблемы не только в Кирове и Людиново, но и на территориях других муниципальных образований Калужской области.
В тоже время любые начинания и проекты, безусловно, должны быть ориентированы на положения действующего законодательства Российской Федерации. Сейчас, основным нормативным актом, регулирующим такие взаимоотношения, являются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307.
За время применения этих Правил они неоднократно подвергались критике, в связи с чем постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 были утверждены новые «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в которых с учетом практики применения нашли свое нормативное разрешение целый ряд спорных и ранее недостаточно четко регламентированных вопросов. Планируется, что новые Правила вступят в силу в первой половине следующего года, а до тех пор будут действовать Правила утвержденные постановлением Правительства РФ № 307, в которые недавно были внесены некоторые изменения.
Несмотря на различный подход в действующих и в пока еще не вступивших в силу Правилах к порядку распределения между жильцами многоквартирных домов объемов электроэнергии, использованных на общедомовые нужды (т.е. расчету объемов предъявляемых к оплате по каждой квартире), механизм определения объема электроэнергии, использованного на общедомовые нужды всем многоквартирным домом, остается прежним, как единственно возможный. То есть объем электрической энергии, использованной на «общедомовые» нужды многоквартирного дома оборудованного «общедомовым» прибором учета, рассчитывается как разность между поступившим в дом за отчетный период объемом электрической энергии определенным по показаниям «общедомового» прибора учета и суммарным объемом электроэнергии, использованным в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, определенным по показаниям индивидуальных электросчетчиков и/или по нормативам.
Сейчас объем электрической энергии, использованный на общедомовые нужды, распределяется между жильцами в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными постановлением Правительства № 307, - пропорционально объему электроэнергии, использованной ими в своих квартирах. После вступления в силу «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, распределение таких объемов будет уже производиться не пропорционально собственному электропотреблению, а в зависимости от размера площади занимаемого помещения.
Объем электроэнергии, использованной в течение отчетного месяца в жилых помещениях, определяется по показаниям индивидуальных приборов учета, которые указываются самими гражданами-потребителями при оплате счетов выставляемых подразделениями ОАО «Калужская сбытовая компания» за электропотребление - в специальных графах извещений-квитанций, либо по контрольным показаниям, зафиксированным в процессе выполненных обходов представителями исполнителей коммунальных услуг (управляющих организаций, ТСЖ, жилищных кооперативов), или тех сетевых компаний, из сетей которых электроэнергия была отпущена во внутридомовые электрические сети многоквартирного дома.
Кроме того представителями сетевых организаций и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, ежемесячно фиксируются показания «общедомовых» приборов учета. При этом для исключения споров о достоверности зафиксированных показаний «общедомового» и индивидуальных приборов учета, желательно участие представителей собственников помещений из числа «актива» многоквартирного дома в процессе снятия таких контрольных показаний.
Такие данные о показаниях «общедомового» электросчетчика и данные о показаниях индивидуальных приборов учета по каждому жилому и нежилому помещению многоквартирного дома заносятся в программное обеспечение, с использованием которого в подразделениях гарантирующего поставщика и производится расчет стоимости электроэнергии для всех собственников (пользователей) помещений многоквартирного дома.
При этом долги за электроэнергию, возникающие у кого-либо из соседей, никаким образом не должны затрагивать интересы и сказываться на стоимости электрической энергии предъявляемой к оплате остальным жильцам. Механизм расчета расхода на общедомовые нужды это исключает. Даже если кто-то из жильцов многоквартирного дома, оборудованного «общедомовым» прибором учета, не оплачивает электропотребление и соответственно не сообщает в квитанциях фактически использованный им объем электроэнергии, таким гражданам гарантирующим поставщиком начисляется норматив за электропотребление в жилом помещении, который рассчитывается для каждой квартиры индивидуально, исходя из количества комнат, количества проживающих в квартире, и иных данных определенных в постановлении Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 21.12.2007 № 201-эк. Соответственно на такой объем уменьшается расход на «общедомовые» нужды распределяемый между остальными жильцами. Норматив применяется ко всем квартирам, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета постоянно, а по квартирам, оборудованным электросчетчиками, но не представившими своевременно сведений о своем расходе электрической энергии - до получения информации о фактическом потреблении. Такая информация может быть представлена в т.ч. по результатам контрольных обходов выполняемых представителями сетевых организаций или организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом, в процессе которых документально фиксируются показания индивидуальных приборов учета по многоквартирному дому. После получения указанных данных, производиться перерасчет электропотребления по всему многоквартирному дому.
Учитывая, что фактический расход может составлять как большую, так и меньшую величину, чем объем определенный по нормативу, перерасчет производится и в отношении всех иных потребителей дома, соответственно либо в большую, либо в меньшую сторону. Такой же перерасчет выполняется и в случаях, когда по результатам контрольных обходов выявляются факты представления кем-либо из потребителей недостоверных (заниженных) данных о собственном электропотреблении, либо факты безучетного пользования (воровства) электроэнергии.
Одним из факторов существенным образом влияющих на определение величины расхода электроэнергии на общедомовые нужды многоквартирного дома является сопоставимость периодов снятия показаний «общедомового» и индивидуальных приборов учета. На практике показания «общедомового» прибора снимаются представителями сетевых организаций и организаций осуществляющих управление многоквартирными домами начиная с 24 числа месяца, а показания индивидуальных приборов могут сниматься гражданами-потребителями не дожидаясь и середины этого месяца. Конечно, наиболее целесообразным был бы подход, при котором и показания «общедомового» прибора учета и показания индивидуальных электросчетчиков фиксируются на одну дату. В тоже время действующим законодательством пока такая дата четко не регламентирована.
Для разрешения этого вопроса и с учетом существующей практики применения Правил на всей территории Российской Федерации, в новых «Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354) установлен период для снятия гражданами показаний своих электросчетчиков - с 23 по 25 число текущего месяца. Соответственно, после их вступления в силу, снятие индивидуальных приборов учета в указанный период будет являться обязанностью каждого из жильцов. На период до вступления этих Правил в силу, возможно лишь рекомендовать гражданам снимать показания индивидуальных приборов учета на дату аналогичную, или сопоставимую с датой снятия показаний «общедомового» прибора учета и по возможности, рассмотреть такой вопрос коллективно, на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
В связи с несинхронностью снятия показаний «общедомовых» и индивидуальных приборов учета, в последнее время, почему-то возник вопрос о возможной двойной оплате гражданами-потребителями одних и тех же объемов электроэнергии, сначала в составе платы за «общедомовые» нужды, а в последующем и в составе платы за квартирное потребление. Однако, расчеты с гражданами-потребителями производятся за объем электроэнергии, поступившей во внутридомовые сети многоквартирного дома, который определяется за расчетный период по показаниям «общедомового» прибора учета, зафиксированным комиссионно представителями сетевых и управляющих организаций. Именно этот и только этот объем и распределяется между потребителями с использованием программного комплекса гарантирующего поставщика. Никакой физической возможности для предъявления гражданам, проживающим в многоквартирных домах оборудованных «общедомовыми» приборами учета, к оплате дважды одних и тех же объемов электроэнергии в составе платы за «общедомовые» нужды и в составе платы за квартирное потребление не имеется и соответственно подразделениями ОАО «Калужская сбытовая компания» никогда не предъявлялось.
На практике довольно часто возникают вопросы, связанные с установкой «общедомовых» приборов учета не на вводе в «многоквартирный» дом, а на трансформаторной подстанции принадлежащей сетевой организации. По существу такие вопросы связанны с проблемами доступа представителей актива жильцов дома к «общедомовым» приборам учета для контроля за снятием показаний, а также с необходимостью выполнения обоснованного расчета размера потерь, возникающих на участке электросети от подстанции до ввода в дом и подлежащего исключению из объема, определенного по показаниям «общедомового» прибора учета.
Действительно, по техническим причинам «общедомовые» приборы учета могут устанавливаться сетевыми организациями не на вводных распределительных устройствах многоквартирного дама, а на расположенной рядом с домом трансформаторной подстанции (ТП).
Такая установка приборов учета довольно широко распространена, поэтому пунктом 143 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 определено, что: «В случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки».
В тоже время, возможность доступа представителей актива жильцов дома к установленному в ТП «общедомовому» прибору учета для участия в снятии показаний представителями сетевой организации и организации осуществляющей управление многоквартирным домом, представляется безусловно необходимой. Такая инициатива жителей всемерно поддерживается в т.ч. и со стороны руководства сетевой организации – филиал «Калугаэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья». Для согласования времени ежемесячного снятия показаний «общедомового» прибора учета «старший по дому» может обратиться либо в свою управляющую организацию, либо в соответствующий ОРЭС сетевой организации.
Существенное значение для определения величины расхода электроэнергии предъявляемого к оплате каждому из жильцов дома, также имеет позиция, занимаемая руководством организаций – исполнителей коммунальных услуг и наличие в доме сложившегося «крепкого» актива.
Так одним из решений, принятых по итогам совещания, состоявшегося 13 октября в г. Кирове под председательством заместителя губернатора Калужской области В.А. Абраменкова, установлено, что органам местного самоуправления необходимо организовать разъяснительную работу с руководителями организаций - исполнителей коммунальных услуг (управляющих организаций, ТСЖ, жилищных кооперативов) и организаций, обслуживающих общее имущество многоквартирных домов, по взаимодействию с сетевой организацией - филиалом «Калугаэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в части систематического снятия контрольных показаний «общедомовых» и индивидуальных приборов учета в многоквартирных домах, где расход на общедомовые нужды превышает 7 кВт.ч на 1 проживающего, а также выявления случаев несанкционированного подключения к внутридомовым электрическим сетям многоквартирного дома и хищения электрической энергии.
В тоже время без активного участия в разрешении существующих проблем самих собственников помещений многоквартирных домов управляющим организациям будет крайне сложно выполнить свои функции по созданию и обеспечению благоприятных условий проживания в многоквартирном доме. Так, во многих многоквартирных домах Кирова уже сложилась практика, когда выбранные общим собранием «старший по дому» и инициативная группа на определенную дату комиссионно фиксируют показания всех квартирных приборов учета. Снятие таких показаний инициативной группой позволяет сопоставить фактическое месячное потребление каждой квартиры. И если в какой то из квартир оно необоснованно маленькое, то возникают все основания для поднятия перед управляющей организацией вопроса о проверке этой квартиры на предмет выявления безучетного потребления, а фактически воровства электроэнергии у остальных жителей дома.
На одном из собраний жильцов 95-ти квартирного дома оборудованного «общедомовым» прибором учета в г. Кирове, «старший по дому» заявил, что он знает несколько квартир в доме которые воруют электроэнергию из «внутридомовой» сети, но он не «стукач» и поэтому сообщать о них не станет. Одновременно, он же возмущался размером расхода электроэнергии на «общедомовые» нужды. Выборы нового «старшего по дому» и оказанная ему помощь инициативной группой незамедлительно сказались на результате и повлекли за собой резкое и снижение расхода электроэнергии на «общедомовые» нужды в этом доме.
Поэтому, очень важно осознавать тот факт, что являясь собственником помещения в многоквартирном жилом доме уже нельзя оставаться наблюдателем, который со стороны рассматривая возникающие в доме проблемы, полагает, что они и без меня, сами собой как-нибудь да разрешаться.
Пресс-служба ОАО «Калужская сбытовая компания»