Особенности ИТ-стратегий в энергетике
Участники опроса:
Богдан Шатунов - директор компании «Стинс Коман».
Юрий Юрьев - администратор проекта строительства ОАО «ИЦ ЕЭС».
Денис Трохачев - начальник отдела информационных технологий ОАО «Калужская сбытовая компания».
Игорь Любимов - начальник управления развития информационных технологий и коммуникаций ОАО «Вологдаэнергосбыт».
Александр Бреславец - старший архитектор бизнес-решений компании SAP.
Олег Безденежных - начальник департамента информатизации и бизнес-технологий ОАО «Холдинг МРСК».
1. Чем, по Вашему мнению, характеризуются стратегии российских энергокомпаний в области информационных технологий?
Богдан Шатунов: Стратегия в области информационных технологий строится на основе общей стратегии компании. Ввиду известных факторов, 2012 г. не принесет энергетикам увеличения доходов. Очевидным последствием такого развития событий будет концентрация энергокомпаний на вопросах оптимизации расходной составляющей. Разумно предположить, что основной задачей дирекций по ИТ будет реализация проектов, нацеленных на снижение затрат на основную деятельность компании.
Юрий Юрьев: Наша компания реализует проекты по всей России. Соответственно для осуществления строительной деятельности в регионах компания имеет обособленные подразделения, но непосредственное управление проектами все-таки осуществляется из головного офиса, расположенного в Москве. Именно этот факт лег в основу определения ИТ-стратегии ИЦ ЕЭС. Наша цель — комплексная информационная система, способная эффективно поддержать все основные бизнес-процессы при реализации строительных проектов.
Централизация функций позволила оптимизировать многие принципиально важные бизнес-процессы: технологическую подготовку строительства, снабжение и логистику, сервис и пр.
Благодаря централизации всех бизнес-процессов нам удалось существенно сократить время принятия решений по многим производственным вопросам.
Денис Трохачев: Любая стратегия в области информационных технологий исходит из специфики бизнеса компании, ее масштабов, решаемых организационных и технологических задач и многого другого. Действующие в энергетической отрасли предприятия слишком различны по данным критериям, чтобы можно было говорить о единстве стратегий или общих тенденциях. Если конкретизировать вопросы и применить их к специфике деятельности гарантирующих поставщиков, то следует отметить ориентированность основной работы прежде всего на потребности клиентов.
Игорь Любимов: Характерные черты — выход информационных систем компаний «наружу», интеграционные процессы на оптовом и розничном рынках. Это и B2B-системы электронного документооборота между поставщиками и потребителями электроэнергии, и развитие портальных технологий, и создание инфраструктуры ИТ-сервисов, которыми могут воспользоваться другие субъекты рынка (например, интеграция с программным обеспечением банков, управляющих компаний с целью создания удобной для граждан среды оплаты и мониторинга коммунальных услуг).
Александр Бреславец: Основная стратегия практически всех российских энергокомпаний состоит в построении мощных, централизованно управляемых информационных центров, созданных на основе лучших зарубежных и российских практик. Для этого применяются последние достижения в сетевых технологиях, вычислительных ресурсах, а также программное обеспечение ведущих производителей.
Олег Безденежных: Можно выделить следующие тенденции в области развития информационных технологий:
• развитие системы бизнес-приложений, включая системы корпоративного уровня. Интеграция различных систем в единое информационное пространство;
• развитие систем технологического управления;
• консолидация и унификация ИТ-инфраструктуры, централизация управления ИТ-инфраструктурой;
• консолидация отдельных элементов информационной безопасности в единые системы;
• развитие телекоммуникационного обеспечение;
• развитие организационных структур ИТ-подразделений, совершенствование бизнес-процессов.
2. Какие задачи стоят перед департаментами информационных технологий отечественных энергетиков?
Богдан Шатунов: Задачи разные, объединяет их нацеленность на реальное повышение эффективности основных бизнес-процессов путем внедрения инновационных для России информационных систем. К примеру, систем моделирования и оптимизации электростанций (см. рисунок).
Опыт, полученный нами в ходе реализации проектов, показывает, что внедрение подобной системы помогает генерирующим компаниям сэкономить от 0,6 до 6% топливных затрат при сохранении объемов отпуска тепловой и электрической энергии (в зависимости от особенностей каждой оптимизированной электростанции). В денежном выражении это сотни миллионов, а иногда и миллиарды рублей в год!
Юрий Юрьев: Поскольку инжиниринговый бизнес является проектно-ориентированным, очень важно решить задачи эффективного взаимодействия со всеми участниками производственного процесса отдельно по каждому проекту, а именно с заказчиками, подрядчиками, поставщиками и нами, выступающими в роли генерального подрядчика.
При выборе ИТ-стратегии одной из ключевых задач была экономия временных ресурсов и, как следствие, финансовых. Экономия была достигнута за счет построения единой системы электронного документооборота. Основой послужила платформа DocsVision, на базе которой силами специалистов компании была разработана уникальная гибкая конфигурация, отвечающая целям и задачам, значительно упрощающая поиск, размещение и согласование документов во всех подразделениях компании.
Денис Трохачев: Логично, что задачи, стоящие перед департаментами или отделами информационных технологий энергетических компаний, напрямую определяются бизнес-целями компаний.
Первоначальной задачей, в частности, нашей компании было обеспечение обслуживания потребителей и формирование необходимых баз данных на основе унифицированного программного обеспечения. С учетом того, что этот процесс происходил одновременно с приемом новых клиентов, расчет которых ранее осуществляли предприятия коммунальной энергетики, применявшие свое собственное программное обеспечение, то наиболее важное значение имела работа по корректной конвертации данных из прежних программных комплексов в новые. Данная задача осложнялась постоянным изменением действующего законодательства. По сути, главной целью ИТ-служб было формирование современного гибкого программного обеспечения, которое при необходимости могло быть оперативно модернизировано. В настоящее время эта стадия, безусловно, пройдена.
Приоритетными направлениями сегодня являются предоставление клиентам новых интерактивных сервисов, их доработка с постепенным расширением спектра услуг, доступных для потребителей.
Игорь Любимов: Задачи определяются стратегиями. Развиваются облачные технологии, в том числе и «частное облако», как основа построения сервисной архитектуры SOA для внутренней интеграции разнородных автоматизированных систем, а также для взаимодействия с внешними потребителями сервисов. Фактически речь идет о создании единой шины сервисов ESB, «обертывании» старых приложений в web-сервисы и разработки новых приложений для архитектуры SOA.
Александр Бреславец: В настоящее время основное внимание энергокомпании уделяют системам управления эксплуатацией активов. Это связано с высокой степенью износа дорогостоящего оборудования. Подходы компаний разнятся, но цели похожи: оптимальный расход имеющихся ограниченных средств.
Внимания требует и анализ затрат на всей цепочке процесса генерации энергии. Оптимизация используемого топлива и учет себестоимости энергии в реальном времени позволят добиться максимальной прибыли при имеющихся объективных ограничениях.
Олег Безденежных:
• Обеспечение потребностей бизнеса.
• Эффективность всех элементов ИТ обеспечения.
3. С какими проблемами приходится сталкиваться при внедрении новых информационных технологий?
Богдан Шатунов: Главное требование клиентов — реальное увеличение прибыли в сжатые сроки. Это приводит к увеличению сложности проектов, их интеллектуальной емкости и одновременно делает их более интересными. Формирование и развитие команды, которая способная реализовывать такие нетривиальные проекты, — наша приоритетная задача.
Еще одна сложность, с которой мы столкнулись, — частое отсутствие инвестиционных бюджетов. Ее мы смогли обойти, предлагая нашим клиентам внедрение системы за наш счет, т.е. без затрат со стороны заказчика, с последующим участием в распределении прибыли в течение определенного времени.
Успешная реализация проектов в крупнейших энергетических компаниях России, служит тому подтверждением.
Юрий Юрьев: Основная проблема, с которой нам пришлось столкнуться, заключается в том, что на момент внедрения новых технологий в компании только создавалась четко формализованная система документооборота. До этого момента у каждого департамента существовала своя база документов по проектам, не было единого архива, регламентов для реализации многих процессов. Из-за этого зачастую функции системы дублировались. Мы решали стоящие перед нами задачи своими силами, непосредственно контактируя со всеми подразделениями компаниями, это существенно экономило не только деньги, но и время, поскольку специалистам ИТ-департамента была понятна система работы, принятая внутри компании.
Денис Трохачев: В случаях когда речь идет, например, об организации приема платежей от бытовых потребителей с применением современных технологий, ключевым вопросом является корректный информационный обмен с контрагентами. Специфика работы сбытовых компаний и необходимость предоставления ряда сведений не всегда находят адекватное понимание у партнеров. Скорее всего, аналогичные сложности у банковских учреждений или платежных агентов вызывают и сами сбытовые компании.
Второй актуальной проблемой является соблюдение оптимального баланса между простотой, удобством интерактивных сервисов, предлагаемых потребителям, и выполнением законодательства о защите персональных данных. Также необходимо отметить, что доступность интерактивных сервисов содержит в себе риск самостоятельного, но необдуманного выбора клиентом ненужной либо невыгодной для него услуги. В связи с этим актуально формирование оптимальной конфигурации сервисов с точки зрения полноты услуг, удобства их подключения, информационной прозрачности условий их использования.
Игорь Любимов: В числе проблем назову отсутствие стандартов на web-сервисы для B2B-, B2G-систем, сложность самоорганизации ИТ-сообщества на региональном уровне для обеспечения взаимодействия на уровне сервисов, противоречия идеологии применения сервисной модели для граждан с нормами в области защиты персональных данных (ФЗ № 152).
Александр Бреславец: Проблем много: отсутствие реально работающих нормативов, устаревшие и изношенные основные фонды, не готовый к изменяющимся условиям работы персонал, не стремящееся к инновациям руководство. Актуальной является проблема сокращения инвестиционной программы, в том числе и на информационные технологии.
Олег Безденежных:
• Неготовность отдельных бизнес-подразделений к формированию соответствующих потребностей к ИТ.
• Достаточное отставание ИТ-обеспечения в электроэнергетике от других отраслей.
• Бессистемность в развитии ИТ.
• Исторический характер развития ИТ в электроэнергетике на принципах успешного освоения средств.