Калужская сбытовая компания: современные технологии на благо жителей
22 декабря в нашей стране отмечается День энергетика. Дата праздника связана с принятием в этот день в 1920 году Государственного плана электрификации России (плана ГОЭЛРО). Тогда принятие этого плана стало настоящим прорывом для отечественной экономики, послужив основой дальнейшего развития промышленности и улучшения социально-бытовых условий жизни. С тех пор энергетика была и остается одной из отраслей, обеспечивающих развитие экономики, при этом отрасль сама динамично меняется. За последнее десятилетие электроэнергетика была переведена государством на принципы рыночной экономики. Это позволило построить новые генерирующие мощности, произвести значительную модернизацию электросетевого комплекса и кардинальным образом изменить обслуживание клиентов.
Новые технологии – удобство услуг
Предприятием, к сотрудникам которого наиболее часто обращаются обнинцы, является ОАО «Калужская сбытовая компания», так как именно оно производит расчет величины и стоимости потребленной электроэнергии. Компания работает с жителями города с 2006 года и с первых дней деятельности в наукограде предложила автоматизированный способ выставления извещений-квитанций. Так ушли в прошлое остававшиеся еще с «докомпьютерных» времен специальные книжки с листами, в которых жители города, должны были сами рассчитывать объем своего энергопотребления, умножать его на тариф и таким образом производить оплату. «Удобство» подобного сервиса кануло в лету и автоматизацию горожане вскоре оценили по достоинству. С тех пор ориентация на современные технологии является одним из базовых принципов работы ОАО «Калужская сбытовая компания» с клиентами.
Даже жители, обращающиеся с современными технологиями на вы, ощутили преимущества новых подходов, в частности, к процессу выставления квитанций. Обнинцы уже привыкли к получению их в виде конвертов. Соблюдаемые таким образом требования законодательства о персональных данных оберегают нас от излишнего любопытства посторонних лиц.
Новые технологии, постоянно приходящие в нашу жизнь не только меняют привычные услуги, но и позволяют получать совершенно новые. В частности в настоящее время Калужская сбытовая компания предоставляет гражданам возможность воспользоваться сервисом «Личный кабинет» (www.svet.kaluga.ru). Его услугами уже регулярно пользуются почти двадцать тысяч жителей области. Сервис особенно востребован теми обнинцами, кто работает в столице, а также многими дачниками, так как он позволяет производить оплату энергопотребления по банковской карте, даже находясь за пределами Калужской области, и получать извещения-квитанции в электронном виде, в том числе на e-mail, в любое удобное время, избавившись тем самым от необходимости стоять в очередях и очного обращения в компании за дубликатом квитанции. При этом пользователям опять-таки не надо производить какие-либо расчеты: оплата производится точно также как и обычных «бумажных» квитанций, оплачиваете сумму, указываете текущие показания электросчетчика, а в следующем месяце получаете новую квитанцию, рассчитанную по переданным показаниям. При этом в «Личном кабинете», как в прочем и с бумажными квитанциями, передача показаний производится только вместе с оплатой. Также с помощью сервиса можно просмотреть историю платежей, выполненных в «Личном кабинете» (оплата произведенную иными способами, например, в офисах банках или с помощью интернет-банков в сервисе не указывается).
Кроме того, в 2014 году Калужская сбытовая компания полностью перешла на электронный информационный обмен с банками и платежными агентами, а также в последнее время заключила ряд новых договоров на прием платежей. Теперь жители наукограда могут производить оплату практически из любой точки России в наиболее удобное для себя время. Главное при этом указывать правильный и полный номер лицевого счета, а также текущие показания прибора учета. В случае, если Вы все-таки ошиблись, оперативно решить проблему, помогут сотрудники «горячей линии» компании - (4842) 787-280, кроме того они предоставят любые консультации по вопросам работы «Личного кабинета».
Дополнительная информация о порядке, способах оплаты, действующих тарифах, расходовании электроэнергии на общедомовые нужды, мерах по энергосбережению размещена на сайте Калужской сбытовой компании – www.ksc.kaluga.ru.
Энергосбережение
Принятие в 2009 году Федерального закона об энергосбережении значительно изменило сферу жилищно-коммунального хозяйства. Прежде всего, для снижения неэффективного использования энергетических ресурсов предприятия бюджетной сферы, в том числе школы, больницы, согласно требованиям данного закона должны были пройти обязательное энергетическое обследование.
К моменту вступления в силу закона об энергосбережении в области практически не было компаний, оказывавших услуги по энергоаудиту. Для создания возможностей потребителям выполнить требования данного нормативно-правового акта в ОАО «Калужская сбытовая компания» была сформирована служба энергетического аудита и консалтинга, приобретен необходимый парк оборудования, произведено обучение персонала.
За время своей работы сотрудники службы провели несколько сотен энергетических обследований, по результатам которых потребителям региона выданы энергетические паспорта. Использование в ходе энергоаудита, например, тепловизионных обследований, позволяет выявлять места утечки тепла, скрытые протечки во внутренних системах отопления и водоснабжения, брак монтажа дверей и окон, потерю герметичности стеклопакетов и многое иное. Основываясь на полученной таким образом информации каждое учреждение или предприятие может принять решение о проведении именно того ремонта, который необходим для каждого конкретного помещения. Для больниц и школ это означает не просто возможность экономии финансовых средств (что само по себе, безусловно, важно), но и прежде всего, повышение комфорта в столь социально значимых учреждениях.
Вторым важнейшим направлением работы службы является организация учета энергопотребления. Согласно законодательству расчеты за поставляемые энергетические ресурсы осуществляются по показаниям приборов учета, а все многоквартирные дома должны быть оборудованы общедомовыми приборами учета энергоресурсов, электроэнергии в том числе. В случае, если в доме хорошо налажен учет энергопотребления в квартирах, это не вызывает никаких вопросов. Однако, не секрет, что зачастую в квартирах счетчиков просто нет, у многих же установленных электросчетчиков уже истек срок эксплуатации. В связи с этим в некоторых домах существенно вырос расход электроэнергии на общедомовые нужды. Традиционно предлагаемые способы снижения расхода электроэнергии на общедомовые нужды, как правило, хорошо подходят для небольших или средних по количеству квартир домов, например, «хрущевок». В Обнинске же немало домов с куда большим количеством квартир, для которых можно предложить принципиально иное решение проблемы – установку системы АИИС КУЭ (автоматизированную информационно-измерительную систему коммерческого учёта электроэнергии). Технические варианты ее реализации очень разнообразны, но по сути она представляет совокупность приборов учета электроэнергии и программного обеспечения, осуществляющего сбор, хранение и обработку данных об энергопотреблении во всех необходимых помещениях многоквартирного дома дистанционно. Ее установка позволит решить сразу несколько проблем: 1) ввести в эксплуатацию современные приборы учета во всех квартирах и нежилых помещениях; 2) производить ежемесячное снятие показаний приборов учета во всех квартирах многоквартирного дома, даже в том случае, если кто-либо из жильцов уехал, либо отсутствует дома; 3) избавиться от проблемы занижения показания электросчетчика недобросовестными гражданами; 4) снимать показания квартирных приборов учета одновременно с показаниями общедомового.
Стоимость данной системы зависит от особенностей дома (количества квартир, этажности и т.п.), поэтому рассчитывается индивидуально. В случае, если у представителей совета многоквартирного дома, либо старшего по дому вызвала заинтересованность возможность установки системы АИИС КУЭ, то за дополнительными консультациями, а также по вопросу предварительного расчета ее стоимости они могут обратиться в службу энергетического аудита ОАО «Калужская сбытовая компания» по телефону: (4842) 21-10-90 или электронной почте: energoaudit@ksk.kaluga.ru
Свет и тепло для Обнинска
Если большая часть задач, решаемых Калужской сбытовой компанией является типичной для энергосбытовых предприятий, то один из уже реализованных проектов действительно по-своему уникален. На территории региона уже длительное время осуществляются большое количество крупных инвестиционных проектов в сфере промышленности, увеличиваются объемы жилищного строительства, которые постоянно требуют новых энергетических мощностей. В связи с этим, например, в первом полугодии 2014 г. потребление электроэнергии в энергосистеме Калужской области выросло на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. И подобный рост фиксируется уже много лет подряд. Так как к моменту начала реформ собственная генерация в регионе отсутствовала, то проект строительства теплоэлектростанции в наиболее динамично развивающейся и энергодефицитной северной части области был реализован гарантирующим поставщиком электрической энергии – ОАО «Калужская сбытовая компания».
«Обнинская ГТУ-ТЭЦ № 1» - первая теплоэлектростанция, построенная сбытовой компанией. Ее установленная мощность составляет 20,8 МВт по электрической и 49,88 Гкал/час по тепловой энергии. Работа Обнинской ГТУ-ТЭЦ №1 на принципе когенерации – одновременной выработки электрической и тепловой энергии позволяет не только обеспечивать потребителей энергоресурсами, но и максимально эффективно расходовать при их производстве основной вид топлива – природный газ. Кроме того расположение генерирующего источника в непосредственной близости от конечного потребителя обеспечивает реализацию Обнинской ГТУ-ТЭЦ №1 основного преимущества малой распределенной генерации – снижение затрат и технологических потерь при передаче электрической энергии.
Ввод станции в эксплуатацию позволил решить как ряд текущих, так и перспективных задач, прежде всего связанных с надежностью и качеством обеспечения потребителей энергоресурсами – теплом и электрической энергией. Создание резервного источника поставки тепла на случаи возникновения аварийных ситуаций позволило повысить надежность теплоснабжения потребителей города Обнинска и обеспечить требуемое законодательством качество. Аналогичным образом ТЭЦ увеличила надежность электроснабжения потребителей, так как до этого, поставка электрической энергии в город производилась исключительно путем сальдо-перетоков по линиям электропередачи из других регионов.
Фактически во многом благодаря Обнинской ГТУ-ТЭЦ, например, резиденты, начинающие реализацию своих инвестпрограмм в технопарке «Обнинск», получат в свое распоряжение весь необходимый комплекс инфраструктуры для развития бизнеса. При этом КПД использования топлива будет только повышаться вместе с увеличением количества потребителей. В случае же дальнейшего роста - на Обнинской ГТУ-ТЭЦ № 1 предусмотрена возможность строительства второй очереди станции с увеличением мощности как по электрической, так и по тепловой энергии.
Примененная схема финансирования проекта, - на реализацию которого направлялись средства от допэмиссии акций ОАО «Калужская сбытовая компания», привлекаемые заемные и собственные средства, - позволила не использовать средства муниципального или регионального бюджета для создания важного объекта инфраструктуры, а также никак не повлияла на величину тарифов на электрическую энергию.
Наделение ОАО «Калужская сбытовая компания» статусом единой теплоснабжающей организации на территории, расположенной в непосредственной близости от ТЭЦ, в частности в районе Кабицыно, позволит разделить затраты по содержанию тепловых сетей в «исторической» части Обнинска и затраты по созданию инфраструктуры для строительства нового жилья. Таким образом, жители города будут избавлены от финансового бремени по строительству инфраструктуры для новых районов, а застройщики и собственники нового жилья будут иметь доступ к необходимым энергоресурсам по изначально понятной цене. Выиграть от реализации таких проектов должна как вся энергосистема, так и каждый конкретный потребитель, получающий услуги надлежащего качества.