А сами – с усами?
И в средствах массовой информации, и на различных совещаниях, заседаниях, и в автобусах, троллейбусах в последнее время то и дело заходит речь о плате за общедомовые нужды. Слышала, что среди жалоб, поступающих в органы власти от граждан, примерно половина – об этом. Смысл их в том, что тарифы на эти самые нужды, по мнению жалобщиков, неоправданно высоки, что берутся они чуть ли не с потолка, и вообще в ЖКХ никакого порядка нет.
Согласна: многие претензии к коммунальщикам справедливы. Но если брать проблему общедомовых нужд, хочется спросить уважаемых земляков: а все ли мы сами делаем для того, чтобы навести в этом деле порядок? Увы, далеко не все и не всегда.
У русских есть пословица: «Мы сами с усами». Это значит, что мы не хуже других понимаем в чем-то. Понимать-то, может, и понимаем, а вот чтобы сделать что-то конкретное, руки не доходят. А порой и желания нет.
Вот наше ТСЖ сейчас в городе ставят в пример, поскольку среди наших жильцов нет недовольных платой за ОДН, здесь в этом деле все четко отрегулировано. При каждом удобном случае я делюсь своим опытом, рассказывала о нем в школе грамотного потребителя (есть у нас такая, ведет ее депутат Законодательного Собрания Татьяна Дроздова). Все – «ох» да «ах», восхищались, некоторые номер телефона моего брали, чтобы обо всем расспросить поподробнее.
И что вы думаете, кто-то позвонил, поинтересовался? Никто! А секрета-то никакого нет, стоит только захотеть. Захотеть быть не просто собственниками жилья, но и хозяевами, помнить не только о своих правах, но и об обязанностях.
Да, и у нас не сразу получилось. Были недовольные, доходило до скандалов.
Наш дом – обычная пятиэтажка с квартирами коммунального типа. Когда-то это было общежитие моторостроительного завода, потом передано городу. В 80 комнатах проживает 150 человек. Понятия индивидуального и общего в таких случаях причудливо переплетаются. Есть показания счетчиков индивидуальные, общедомовые, за места общего пользования. Поскольку комнаты маленькие, холодильники, стиральные машины у многих установлены в коридорах. Электрические розетки были общие. За электричество платили исходя из показаний счетчика, в расчете на одного зарегистрированного жильца.
Но это было не совсем справедливо, ведь не все же одинаково пользуются, скажем, стиральными машинами. Бывало и так, что в квартире прописан один человек, а фактически проживают пятеро. Соответственно и электричества потребляют больше. Кроме того, не все жильцы добросовестно и своевременно платили по счетчикам и их долг появлялся в строке обещедомовых нужд. Общедомовые расходы по электричеству определялись так: из количества поступающего в дом электричества вычиталось то, что показывали индивидуальные счетчики, то есть по установленным нормативам, что значительно выше, чем по счетчику.
Провели не одно собрание, чтобы найти справедливое решение спорных вопросов. Общие розетки и счетчики убрали, установили для каждого плательщика свои. И теперь мы не смотрим, сколько раз и как долго стирает соседка, сколько я. Каждый оплачивает свои расходы.
Фиксирование показателей приборов учета электроэнергии я взяла на себя. Из месяца в месяц, в один и тот же день снимаю все показания, заношу их в определенную табличку и отношу в сбытовую компанию. Там их фиксируют и выписывают квитанции.
Сначала эта моя добровольная нагрузка казалось обременительной. Но привыкла. А главное пришло понимание: если не я, то кто?
Вместе с розетками и счетчиками поменяли и проводку. Причем счетчики поменяли на современные, более точные. Затраты на это составили по 8-10 тысяч на семью. Но они уже окупились. Общедомовые расходы в расчете на квадратный метр площади сократились почти в десять раз: если по нормативам получалось 80 - 100 киловатт на одну квартиру, то теперь около 8 - 10. А главное - изменилось отношение людей к друг другу, они стали более доверительными.
Иногда мне говорят: вы – исключение из общего порядка, или, точнее говоря, непорядка. Но мои люди (так я называю жильцов своего дома) думают иначе: никакое мы не исключение. Просто захотели и сделали.
И еще. Некоторые мои коллеги считают: вам, поскольку у вас общежитие, проще добиться желаемого результата. Возможно, в чем-то проще, а в чем-то даже сложнее.
Например, технические возможности не позволяют нам добиться равномерного распределения горячей и холодной воды, а значит, и более справедливой оплаты ее.
Но и в общежитиях далеко не везде обстоят дела так, как у нас. Вот по соседству с нашим стоит точно такое же общежитие, а порядка с оплатой коммунальных услуг там как не было, так и нет.
Повторюсь: главное – желание. А то ведь некоторые, возмущаясь и постоянно жалуясь, ничего не предпринимают для изменения ситуации. Куда как проще сидеть на диване и смотреть телевизор. Тогда пусть не говорят про себя, что, мол, мы сами с усами…
Ирина ЧЕСАЛКИНА,
председатель ТСЖ «Огарева, 20» (г.Калуга)