Счётчик электроэнергии: менять или не менять?
Некие «специалисты» ходят по многоквартирным домам, предлагают услуги по установке счетчиков электроэнергии и уверяют доверчивых калужан, что, эксплуатируя прежний счетчик, потребители будут платить за свет с повышающим коэффициентом – в 2-3 раза больше, и тут же предлагают установить новый. Как не нарваться на таких «дельцов», нам рассказал начальник отдела правового обеспечения ОАО «Калужская сбытовая компания» Виктор Ковалев.
– Надо ли менять индивидуальный электрический счетчик, если действующий работает исправно?
– Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: неотображения результатов измерений; нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; механического повреждения прибора учета; превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. При наличии любого из данных нарушений прибор учета электроэнергии подлежит замене на новый, отвечающий установленным требованиям.
– Правда ли, что если не поменять действующий электрический счетчик на новый, то придется платить за электроэнергию больше, с повышающими коэффициентами?
- Порядок расчетов за потребленную электроэнергию, в том числе в случаях выхода из строя приборов учета, установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Сроки межповерочного интервала поверки приборов учета и сроки их эксплуатации указываются в техническом паспорте прибора учета. В случае выхода из строя, утраты либо истечения срока эксплуатации счетчика плата за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается исходя из среднемесячного объема энергопотребления в течение шести месяцев, определенного по показаниям ранее действовавшего индивидуального прибора учета. Но таким образом расчет будет производиться в течение не более трех расчетных месяцев. Если за это время индивидуальный прибор учета гражданина не был введен в эксплуатацию, то по истечении трех месяцев расчет стоимости потребленной электрической энергии будет производиться по нормативам с применением установленных повышающих коэффициентов: на период до 30.06.2016 – 1,4; на период с 01.07.2016 по 31.12.2016 – 1,5; с 01.01.2017 – 1,6.
– Ходят ли сотрудники Калужской сбытовой компании по многоквартирным домам с предложениями о замене электросчётчиков?
– Сотрудники ОАО «Калужская сбытовая компания» никакого отношения к такого рода обходам не имеют. При обращении потребителей компания оказывает услуги по установке и замене приборов учета электроэнергии с оформлением всех необходимых документов по принятию их в эксплуатацию. Эти работы выполняются сотрудниками ОАО «КСК» только на основании заключенного с гражданами письменного договора, оплата по которому осуществляется исключительно по безналичному расчету. Заключение договора замены прибора учета компанией производится в офисе хорошо знакомого калужанам здания, на улице Циолковского, 4.
Выполнить работы по установке прибора учета может любая специализированная организация, однако ввод его в эксплуатацию является обязанностью исполнителя – управляющей организации или ТСЖ, а при их отсутствии – организации, осуществляющей содержание и ремонт внутридомовых электрических сетей. В случаях, когда установку приборов учета осуществляет территориальная сетевая организация ПО «Калужские городские электрические сети» филиала «Калугаэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» либо группа инспекционно-технического контроля ОАО «Калужская сбытовая компания», они также осуществляют ввод приборов учета в эксплуатации по тем многоквартирным домам, где плату за электроэнергию принимает ОАО «КСК».
– Дайте советы, как калужанам не нарваться на мошенников, предлагающих свои услуги по замене электрических счетчиков?
– Сам факт того, что к вам пришли домой, сообщили о якобы неисправности электросчетчика и предложили сразу же его заменить, произведя оплату наличными, а не через банк, уже должен вызвать настороженность.
Нередко граждан успокаивают тем, что с ними якобы заключают договор на замену прибора учета. В действительности же им предоставляется договор купли-продажи электросчетчика, либо товарная накладная на него. Таким образом, зачастую на руках у потребителей оказываются те же самые документы, которые они могли получить, просто купив за меньшие деньги прибор учета в магазине. Никаких документов, подтверждающих, что эта организация или индивидуальный предприниматель произвели именно замену счетчика, а не его продажу, людям, как правило, не представляются. Однако граждане, к сожалению, не всегда должным образом вчитываются в документы, тем более что их психологически ставят в позицию «виновных», которым грозит «страшное наказание в виде высоких нормативов».
Подобная деятельность приводит к нарушению порядка замены приборов учета электрической энергии, установленного вышеуказанными Правилами, в частности, исполнитель коммунальных услуг не уведомляется о предстоящей замене электросчетчика и планируемом демонтаже прежнего прибора учета. Соответственно, демонтаж действующего прибора учета, выполненный без предварительного уведомления исполнителя коммунальных услуг, расценивается как самовольное вмешательство потребителя в работу электросчетчика, а следовательно, ведет к возникновению «безучетного потребления», объем которого определяется расчетным путем и является намного более значительным чем объем, определенный по показаниям прибора учета.
Потребителям следует помнить, что в соответствии с действующим законодательством именно они несут всю ответственность за нарушение сохранности индивидуального прибора учета, в том числе за нарушение установленной законодательством РФ процедуры его демонтажа. Так что если в вашу квартиру пришли с «обходом» люди, предлагающие установить прибор учета, в первую очередь следует выяснить, какую организацию они представляют, и внимательным образом изучить предлагаемый к оформлению договор. Если прибор учета вам планируют установить «прямо сейчас», без договора и за наличный расчет, рекомендуем воздержаться от услуг таких специалистов.
Подготовила
Ольга КОНОВАЛОВА