Опять должны
Жители востока и юго-востока столицы штурмуют приемные "Мосэнергосбыта". Сотни людей вдруг оказались в рядах неплательщиков и теперь безуспешно пытаются понять, откуда у них взялись долги за электричество. Проблемы у абонентов двух округов начались больше года назад, когда им стали присылать квитанции сразу от двух поставщиков.
Худшие опасения, о которых так долго говорили жители восточного и юго-восточного округов Москвы, подтвердились в полной мере. Провалившийся эксперимент по альтернативному способу оплаты электроэнергии обернулся чудовищной неразберихой с платежными документами. Люди до сих пор сутками простаивают в гигантских очередях в приемной "Мосэнергосбыта", чтобы доказать, что они исправно платили и долгов за ними нет.
"До прошлого года я платила "Мосэнергосбыту", потом нас, не спрашивая, перевели в "Русэнергосбыт". Теперь опять, не спрашивая, нас переводят в "Мосэнергосбыт". Откуда долг образовался, я не знаю - у меня 1628 рублей", - рассказывает Татьяна Морозова.
Опыты с электричеством, от которых несколько месяцев трясло москвичей, столичные власти затеяли в начале прошлого года. Подопытные районы без предупреждения получили тогда сразу по две квитанции оплаты за свет. Одну - привычную от "Мосэнергосбыта", вторую от нового поставщика "Русэнергосбыт М". Чиновники объясняли - это для развития здоровой конкуренции. Сами же жители, которым обе конторы угрожали в случае неуплаты отрезать провода, свалившегося на них счастья, отчего-то не поняли.
"Один жулик порождает другого жулика. Нам посредники не нужны. Мы хотим платить напрямую! Мы вас увольняем", - возмущаются жители.
Очереди, скандалы, сердечные приступы, правила игры менялись на ходу. По старым, понятным квитанциям платили столько, сколько нагорело по счетчику "Мосэнергосбыта". По новым, экспериментальным - платеж включили в общую квитанцию, а сумма начислялась авансом, по неведомым нормативам "Русэнергосбыта", у некоторых выходило раз в пять больше, чем прежде.
В "Русэнергосбыте" были невозмутимы - все, мол, только для блага людей. "Была предложена нашей компании схема по упрощению порядка поставки коммунальной услуги. У жителей появляется единый платежный документ ", - объясняет Владимир Кимерин, генеральный директор ООО "Русэнергосбыт".
Итог эксперимента подводили эксперты антимонопольной службы. "Выяснилось, что никакой конкуренции между "Мосэнергосбытом" и "Росэнергосбытом" не было, просто исполнительные органы власти Москвы своим решением поменяли одного поставщика на другого", - объясняет Василий Жуков, начальник отдела правовой экспертизы управления федеральной антимонопольной службы России по городу Москве.
Кто есть кто - выяснили, но осадок остался. Теперь те, кто эксперимент поддержал, и платил "Русэнергосбыту", получают сообщения о задолженностях уже от "Мосэнергосбыта".
"У меня долг - 529 рублей 61 копеек. Из-за этой суммы, мне говорят, что я должна предъявить свои квитанции за год. Я не могу их предъявить, потому что я плачу через Интернет", - говорит Вера Холопова.
В расчетных центрах и управах мнимых должников посылают по адресу "Русэнергосбыта", утверждая, что вообще с таким поставщиком никогда договоров не заключали.
"Я не знаю, откуда долги, я не сотрудник "Мосэнергосбыта". - Получается, что долги эти за то, что жители платили "Русэнергосбыту"? - Скорее всего. - А "Русэнергосбыт" исчез? - Да", - объясняет Наталья Репникова, заместитель руководителя управы района Капотня, начальник единого информационно-расчетного центра.
В "Мосэнергосбыте" эти подозрения подтверждают. "При выставлении счетов клиентам использовались некие нормативы электропотребления и еще какие-то величины, но не показания клиента. Поэтому начисления, которые производила компания "Русэнергосбыт", разошлись с фактическим электропотреблением", - сообщил Владимир Клименко, первый заместитель генерального директора ОАО "Мосэнергосбыт".
Но на официальном сайте "Русэнергосбыта" - объявление, что с населением больше не работает. Все, тупик - круг замкнулся. Или платите, сколько сказано, или "добро пожаловать в должники", или берите отпуск за свой счет и занимайте очередь под порядковым номером 400 или 500 с чем-то, чтобы лично разобраться в хитросплетениях бюрократической казуистики бывших конкурентов.
Александр Карпов