Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
Стоимость услуг ПАО «Калужская сбытовая компания» в области энергосбережения
ПАО «Калужская сбытовая компания» предлагает населению и юридическим лицам следующие виды услуг по энергосбережению: монтаж и установка приборов учёта электрической энергии, установка систем автоматического учёта энергоресурсов.
По вопросам, связанным с выполнением данных услуг обращайтесь в ПАО «Калужская сбытовая компания», по адресу: 248009, г. Калуга, улица Новаторская, 6.
Телефон: (4842) 701-901.
E-mail: energoaudit@ksk.kaluga.ru
Обеспечение учёта электрической энергии
Общие требования к организации учёта
В соответствии с действующим законодательством потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта. Собственники приборов учёта обязаны обеспечить их надлежащую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену. Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие соответствующим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Требования организации учёта используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт.
Если законодательством не предусмотрены иные требования к местам установки приборов учёта, то организация учёта потребленной электроэнергии должна обеспечивать ее учёт в местах подключения объектов к системам централизованного электроснабжения либо применительно к объектам, используемым для передачи электроэнергии, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи электрической энергии и принадлежащих на праве собственности или ином основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учёта потребленной электроэнергии определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчёты за электроэнергию с применением приборов учёта
Расчёты за электроэнергию осуществляются на основании данных о ее потребленном количестве, определенном при помощи приборов учёта. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учёта должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, а их применение должно начаться при осуществлении расчётов за электроэнергию не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учёта в эксплуатацию.
До установки приборов учёта, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учёта расчёты за электроэнергию осуществляются с применением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации расчётных способов определения потребленного количества электрической энергии. При этом согласно законодательству расчётные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергоресурсов к осуществлению расчётов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учёта.
В настоящее время на территории Калужской области действуют нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учёта, установленные постановлением министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области № 149-эк от 22 августа 2012 года.
Организация учёта энергопотребления разными категориями потребителей
Собственники зданий, строений, сооружений и иных, в том числе временных, объектов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, при эксплуатации которых используется электроэнергия, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учёта, а также ввести установленные приборы учёта в эксплуатацию до 1 января 2011 года. Если данными потребителями в нарушение требований законодательства в установленный срок не будут обеспечены установка и ввод в эксплуатацию приборов учёта потребленной электроэнергии, и лицо, совершившее эти нарушения, не устранит их в течение двух месяцев с момента выявления, то оно обязано обеспечить допуск к местам установки приборов учёта организаций, осуществляющих снабжение электрической энергией или ее передачу по сетям, для оснащения до 1 июля 2012 года объектов приборами учёта и обеспечения их эксплуатации, а также оплатить соответствующие расходы. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке данное лицо также должно оплатить понесенные организациями, осуществляющими снабжение электрической энергией или ее передачу по сетям, расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления должны обеспечить завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для их размещения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, приборами учёта электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию. Если данными потребителями в нарушение требований законодательства в установленный срок не будут обеспечены установка и ввод в эксплуатацию приборов учёта потребленной электроэнергии, и лицо, совершившее эти нарушения, не устранит их в течение двух месяцев с момента выявления, то оно обязано обеспечить допуск к местам установки приборов учёта организаций, осуществляющих снабжение электрической энергией или ее передачу по сетям, для оснащения до 1 июля 2012 года объектов приборами учёта и обеспечения их эксплуатации, а также оплатить соответствующие расходы. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке данное лицо также должно оплатить понесенные организациями, осуществляющими снабжение электрической энергией или ее передачу по сетям, расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учёта используемых энергоресурсов, а также ввести установленные приборы учёта в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемой электрической энергии. Если данными потребителями в нарушение требований законодательства в установленный срок не будут обеспечены установка и ввод в эксплуатацию приборов учёта потребленной электроэнергии, и лицо, совершившее эти нарушения, не устранит их в течение двух месяцев с момента выявления, то оно обязано обеспечить допуск к местам установки приборов учёта организаций, осуществляющих снабжение электрической энергией или ее передачу по сетям, для оснащения до 1 января 2013 года объектов приборами учёта и обеспечения их эксплуатации, а также оплатить соответствующие расходы. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке данное лицо также должно оплатить понесенные организациями, осуществляющими снабжение электрической энергией или ее передачу по сетям, расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, жилых, дачных или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учёта потребляемой электроэнергии, а также ввести установленные приборы учёта в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. Если данными потребителями в нарушение требований законодательства в установленный срок не будут обеспечены установка и ввод в эксплуатацию приборов учёта потребленной электроэнергии, и лицо, совершившее эти нарушения, не устранит их в течение двух месяцев с момента выявления, то оно обязано обеспечить допуск к местам установки приборов учёта организаций, осуществляющих снабжение электрической энергией или ее передачу по сетям, для оснащения до 1 января 2013 года объектов приборами учёта и обеспечения их эксплуатации, а также оплатить соответствующие расходы. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке данное лицо также должно оплатить понесенные организациями, осуществляющими снабжение электрической энергией или ее передачу по сетям, расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Здания, строения, сооружения и иные, в том числе временные, объекты, в процессе эксплуатации которых используется электрическая энергия, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учёта.
Заключение договоров на установку приборов учёта
В соответствии с законодательством с 1 июля 2010 года организации, осуществляющие снабжение электрической энергией или ее передачу по сетям, непосредственно присоединенным к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учёта, осуществляют деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта. Они не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За каждый день просрочки исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учёта потребителю выплачивается неустойка (пеня), определяемая в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору.
Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 года № 149.
Предоставление рассрочек и мер социальной поддержки при установке приборов учёта
Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учёта и заключаемый с гражданином - собственником жилого, дачного или садового дома либо с уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, собственники жилых, дачных или садовых домов, не исполнившие в установленный срок обязанностей по установке и вводу в эксплуатацию приборов учёта потребленной электрической энергии, если это потребовало от организаций, осуществляющих снабжение электроэнергией или ее передачу по сетям, совершения действий по установке приборов учёта, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки понесенные организациями расходы по установке приборов учёта при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учёта подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счёт средств соответствующего бюджета организациям, осуществляющим снабжение электроэнергией или ее передачу по сетям, поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
При наличии решения органов власти субъекта Российской Федерации или муниципальных образований, отдельным категориям потребителейможет быть предоставлена поддержка путем выделения им средств на установку приборов учёта используемых энергоресурсов ресурсов за счёт средств соответствующих бюджетов.
Система информирования о мерах по обеспечению учёта
В соответствии с законодательством до 1 июля 2010 года организации, осуществляющие снабжение электрической энергией или ее передачу по сетям, обязаны предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников предложения об оснащении объектов приборами учёта.
Примерная форма предложения об оснащении приборами учёта используемых энергетических ресурсов утверждена Приказом министерства энергетики Российской Федерации от 16 апреля 2010 года № 178. В случае, если на основании публичного договора поставку электроэнергии осуществляет иная организация, то она обязана не позднее 1 июля 2010 года предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов приборами учёта используемых энергетических ресурсов.
Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учёта используемых энергетических ресурсов, а также об установленных законодательством сроках оснащения приборами учёта используемых энергетических ресурсов.
Контактная информация
По вопросам приобретения, установки и опломбирования электросчётчиков обращайтесь в ПАО «Калужская сбытовая компания» по адресу: г. Калуга, улица Новаторская, 6.
Телефон: (4842) 701-901
E-mail: energoaudit@ksk.kaluga.ru
Внедрение автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учёта электроэнергии
Внедрение (проектирование, монтаж, производство пусконаладочных работ и техобслуживание) автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого (АИИС КУЭ) и технического (АИИС ТУЭ) учёта электроэнергии.
Автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учёта электрической энергии (мощности) предназначены для автоматического сбора, обработки и хранения данных со счётчиков электроэнергии (входящих в состав автоматизированных систем), передачи их в центр сбора и отображения полученной информации в удобном для анализа виде.
Основной целью учёта энергоресурсов является получение достоверной информации о величине выработанной (полученной в сеть) полезной отпущенной электрической энергии, а также о величине потерь при транспортировке электроэнергии для решения следующих технико-экономических задач на всех уровнях управления в энергетике:
- финансовые (коммерческие) расчёты за электроэнергию и мощность между субъектами оптового и розничного рынка потребления;
- управление режимами электропотребления;
- определение и прогнозирование всех составляющих баланса электроэнергии (получение в сеть, полезный отпуск из сети, потери и т.д.);
- определение и прогнозирование удельных норм расхода энергоресурсов предприятия;
- определение стоимости и себестоимости производства, передачи и распределения электроэнергии и мощности.
Экономическая эффективность внедрения АИИС КУЭ на розничном рынке электрической энергии
Для промышленных предприятий:
- снижение затрат на электроэнергию за счёт возможности перехода на зонные тарифы;
- контроль фактически потребленной мощности и снижение заявленной (договорной) мощности;
- контроль энергопотребления субабонентов;
- контроль энергопотребления отдельных цехов (структурных подразделений), с возможностью расчёта доли затрат на энергию в себестоимости продукции;
- сокращение затрат на обработку информации экономическими подразделениями предприятия за счёт получения оперативной и достоверной информации об энергопотреблении в электронном виде;
- повышение точности учёта за счёт уменьшения вероятности ошибок при сборе данных ручным методом, за счёт ревизии приборов учёта и замены старых типов счётчиков на более современные и точные.
Для организаций ЖКХ и бытовых потребителей:
- организация достоверного учёта и оперативного контроля энергопотребления по каждой квартире и по жилому дому в целом;
- исключение хищений энергоресурсов за счёт оперативного контроля баланса потребления жилого дома;
- создание возможности для перехода на многотарифную систему оплаты за потребленную электроэнергию;
- обеспечение автоматизации процесса выписки квитанций за фактически потребленную электроэнергию;
- сокращение затрат на персонал, контролирующий показания квартирных счётчиков;
- снижение потерь электроэнергии за счёт контроля и анализа потребления дома и уменьшение нерационального расхода энергии в нежилых помещениях дома (на лестничных площадках, при освещении входов в подъезды, в подвалах и т.д.).
По вопросам установки автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого (АИИС КУЭ) и технического (АИИС ТУЭ) учёта электроэнергии обращайтесь по телефону: (4842) 701-901
Энергосбережение при освещении
Виды ламп
Лампы накаливания
Большинство жителей России на данный момент для освещения квартир и нежилых помещений использует лампы накаливания. Лампа накаливания— электрический источник света, светящимся телом которого служит так называемое тело накала - проводник, нагреваемый протеканием электрического тока до высокой температуры. Световая отдача лампы накаливания составляет примерно 12 Люменов на Ватт. При практически достижимых температурах в 2700 K (обычная лампа на 60 Вт) КПД лампы накаливания составляет всего 5 %. С возрастанием температуры КПД лампы накаливания возрастает, но при этом существенно снижается её долговечность. При температуре нити 2700 K время жизни лампы составляет примерно 1000 часов.
Частью стратегии энергосбережения, проводимой в Российской Федерации, является замена ламп накаливания более энергоемкими источниками освещения. В частности, в соответствии с ч. 8 ст. 10 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
Светодиодные лампы
В светодиодных лампах в качестве источника света используются светодиоды -полупроводниковые кристаллы, который начинают светиться под действием тока. Белые высокопроизводительные светодиодные лампы достигают сегодня световой мощности 40 Люмен на Ватт и тем самым не многим уступают в энергоэффекттивности энергосберегающим лампам. Светодиодные лампы благодаря эффективному расходу электроэнергии и простоте конструкции широко применяются в ручных фонариках. Надёжность светодиодных источников света позволяет использовать их в труднодоступных для частой замены местах (встроенное потолочное освещение и т.д.). Кроме того, они используются для создания дизайнерского освещения в специальных современных дизайн-проектах.
Светодиодные лампы обладают рядом преимуществ:
- Экономично используют электроэнергию по сравнению с традиционными лампами накаливания. Так, световая отдача светодиодных систем уличного освещения с резонансным источником питания достигает 132 люменов на ватт. Обычные лампы накаливания имеют световую отдачу 15 люменов на ватт, люминесцентные лампы - 80-100 люменов на ватт.
- Срок службы в 30 раз больше по сравнению с лампами накаливания.
- Безопасность использования.
- Малые размеры.
- Преимущество в сравнении с люминесцентными лампами - отсутствие ртутных паров.
- Более высокая прочность.
К числу недостатков светодиодных ламп относятся:
- Высокая цена. Отношение цена/люмен у сверхъярких светодиодов в 50 — 100 раз больше, чем у обычной лампы накаливания.
- Низкая предельная температура: мощные осветительные светодиоды требуют внешнего радиатора для охлаждения, потому что имеют неблагоприятное соотношение своих размеров к выделяемой тепловой мощности (они слишком мелкие) и не могут рассеять столько тепла, сколько выделяют (несмотря даже на более высокий КПД, чем у ламп накаливания). Требующийся большой радиатор не только удорожает конструкцию, но и с трудом может быть вписан в формат бытовых осветительных приборов.
- Высокий коэффициент пульсаций светового потока при питании напрямую от сети промышленной частоты.
- Спектр отличается от солнечного.
Галогенные лампы
Галогенная лампа — это улучшенная лампа накаливания, в баллон которой добавлен буферный газ: пары галогенов (брома или йода). Это повышает время жизни лампы до 2000—4000 часов, и позволяет повысить температуру спирали. При этом рабочая температура спирали составляет примерно 3000 К. Эффективность галогенных ламп достигает 28 лм/Вт. Галогенные лампы могут быть изготовлены как в компактных типоразмерах MR16, 11, 8 (на 12 вольт) или G9, GU10 (на 220 или 110 вольт), так и с цоколем Эдисона Е14 или Е27 (на 220 или 110 вольт). Колба ламп может быть прозрачной, матированной, а также иметь рефлектор и/или рассеиватель.
Лампы типоразмеров MR предназначены для установки в транспортных средствах, а также, при подключении через трансформатор, могут быть использованы для стационарного освещения («точечное освещение», компактные светильники) от бытовой сети.
Лампы типоразмера GU используются для стационарного освещения аналогично лампам MR, но не требуя трансформатора. Лампы с цоколем Е14 (миньон) или Е27 (стандарт) предназначены для замещения обычных ламп накаливания. Они снабжены дополнительной внешней колбой по форме и размерам напоминающей колбу обычных ламп накаливания.
Новым направлением развития ламп является IRC-галогенные лампы. На колбы таких ламп наносится специальное покрытие, которое пропускает видимый свет, но задерживает тепловое излучение и отражает его назад, к спирали. За счёт этого уменьшаются потери тепла и, как следствие, увеличивается эффективность лампы. По некоторым данным по сравнению с обычной галогенной лампой у них потребление энергии снижается на 45 %, а время жизни удваивается.
Хотя галогенные лампы не достигают эффективности люминесцентных или светодиодных ламп, их преимущество в том, что они могут быть без каких-либо доработок использованы как прямая замена обычных ламп накаливания. Мощные галогенные лампы используются в прожекторах, а также для освещения при фото-, кино- и видеосъёмке, в кинопроекционной аппаратуре.
Люминесцентные лампы
Люминесцентная лампа — газоразрядный источник света, в котором видимый свет излучается в основном люминофором, который в свою очередь светится под воздействием ультрафиолетового излучения разряда; сам разряд тоже излучает видимый свет, но в значительно меньшей степени. Световая отдача люминесцентной лампы в несколько раз больше, чем у ламп накаливания аналогичной мощности. Срок службы люминесцентных ламп может в 20 раз превышать срок службы ламп накаливания при условии обеспечения достаточного качества электропитания, балласта и соблюдения ограничений по числу включений и выключений. Наиболее распространена ртутная люминесцентная лампа. Она представляет собой стеклянную трубку с нанесённым на внутреннюю поверхность слоем люминофора, заполненную парами ртути. Люминесцентная лампа, в отличие от лампы накаливания, не может быть включена напрямую в электрическую сеть. Для решения этих проблем применяют специальные устройства — балласты.
Люминесцентные лампы дневного света разделяются на колбные и компактные. Колбные лампы изготавливаются в виде стеклянной трубки. Компактные представляют собой лампы с согнутой трубкой, выпускаются в разных модификациях.
Преимущества люминесцентных ламп: значительно большая светоотдача (люминесцентная лампа 23 Вт даёт освещенность как 100 Вт лампа накаливания), длительным сроком службы (2000-20000 часов в отличие от 1000 у ламп накаливания), рассеянным светом, разнообразием оттенков света. Долговечность люминесцентной лампы зависит в основном от износостойкости электродов и светящегося состава. Щадящее зажигание в фазе предварительного нагрева продлевает срок службы электродов, а, соответственно и лампы.
Все люминесцентные лампы содержат ртуть. Доза ртути может причинить вред здоровью, если лампа разбилась, и если постоянно подвергаться пагубному воздействию паров ртути, то они будут накапливаться в организме человека, нанося вред здоровью. По истечении срока службы лампу необходимо утилизировать. Поэтому особое внимание следует уделить соблюдению Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. № 681.
Иные способы экономии электроэнергии при освещении помещений
Автоматический выключатель освещения
Автоматические выключатели освещения - чувствительные управляющие устройства, которые работают как таймер. Их назначение - автоматическое включение освещения в присутствии людей на фиксированное время.
Этот автоматический выключатель оснащен датчиком света и датчиком звука, движения или присутствия, при помощи которого происходит включение лампочки. Датчики, способные обнаруживать только большие движения (идущих людей) называются датчиками движения. Датчики, обнаруживающие мелкие движения людей, в том числе сидящих или стоящих, называются датчиками присутствия. Датчики, реагирующие на шум, называются датчиками звука. Большинство инфракрасных датчиков могут работать во всех режимах. Датчик света исключает возможность включения лампочки в дневное время.
Наибольшая польза от автоматических выключателей освещения - при их установке на лестничных площадках многоэтажных домов, где свет горит продолжительное время, а необходим он в вечернее время небольшому количеству людей на непродолжительное время.
Выключатели включают свет (который горит 1,5 - 2 минуты) от звука шагов людей, от поворота ключа в замке и т.д. Свет горит в течение определенного времени после окончания движения, как правило, от 2 до 7 минут, а потом автоматически выключается. Автоматический выключатель освещения позволяет экономить электроэнергию на 50-70%.
Диммеры (светорегуляторы)
Диммеры (светорегуляторы) – это устройства управления осветительными приборами. С их помощью можно не только включать свет но и регулировать свет от самого яркого до приглушенного с помощью изменения светового потока, создаваемого лампой того или иного типа. Создание приятной световой атмосферы дает еще и экономическую выгоду, т.к. светорегуляторы снижают расходы на электроэнергию и продлевают срок службы ламп за счёт подачи на них пониженного напряжения.
При выборе диммера определенного типа следует иметь ввиду какие лампы используются в помещении. Чтобы правильно выбрать нужный диммер, надо кроме того, знать суммарную нагрузку, которую он может выдержать.
Диммеры бывают сенсорные, поворотные и нажимные. В сенсорных регулировка яркости света осуществляется лишь легким прикосновением к верхней или нижней части клавиши, во втором случае требуется вращение круглой кнопки, а в третьем необходимо многократное нажатие. Сенсорные регуляторы могут оснащаться инфракрасным приемником для дистанционного управления. Некоторые модели диммеров могут одновременно управлять несколькими независимыми светильниками.
Есть специальные многоканальные диммеры, позволяющие управлять освещением нескольких зон одновременно нажатием одной кнопки, устанавливать минимальный уровень для каждой, имеют возможность дистанционного проводного и беспроводного управления.
Современные диммеры имеют множество функций: управление яркостью, автоматическое отключение, имитация присутствия, плавное отключение, дистанционное управление, акустическое или голосовое управление.
Энергосбережение в быту
Энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов – это вопросы имеющие существенное практическое значение как для экономики Российской Федерации, так и для большинства граждан страны. Для среднестатистической российской семьи речь идет не только об экономии финансовых средств, но и о комфортности условий ее проживания, особенно в зимний период времени.
Большинству граждан хорошо знакома ситуация, когда за окном уже стоит достаточно холодная погода, а до отопительного сезона остается еще некоторое время. Температура в комнатах в это время редко соответствует нашим желаниям. Список народных методов спасения из такой ситуации хорошо известен – включение на полную мощность всех газовых конфорок (что не слишком хорошо сказывается на атмосфере в помещении), использование обогревателей (что приводит к дополнительным расходам электроэнергии и необязательным тратам), теплая одежда, не снимаемая почти круглосуточно и, конечно же, чай. Но, как правило, все эти средства оказываются все-таки недостаточными.
Между тем, есть несколько простых способов улучшить условия проживания в такой ситуации. 1) Заделать щели в оконных рамах и дверных проемах. Для этого можно использовать: низкотемпературные герметики, низкотемпературный монтажный пенополиуретан (монтажная пена), оконная замазка и даже иные подручные средства. 2) Уплотнение окон и дверей. Как показывает практика, оно позволяет повысить температуру в помещении на 1-2 градуса. Уплотнение производится между рамой и притвором по всему периметру внутреннего притвора. Для этого используются поролон или самоклеющиеся уплотнительные прокладки. 3) Установление теплоотражающей пленки дает повышение температуры еще на 1-2 градуса. Теплоотражающая пленка - оптически прозрачная пленка толщиной 35-50 мкм с нанесенным на нее специальным многослойным покрытием. Она пропускает 80% видимого света и отражает около 90% инфракрасного (теплового) излучения, что позволяет сохранить тепло в помещении зимой и прохладу летом. Теплоотражающая пленка устанавливается на внутреннюю поверхность наружной рамы. 4) Увеличить температуру в помещении можно установив теплоотражающий экран за радиатором, что может дать рост температуры еще на 1 градус. 5) Тепло от отопительных приборов будет эффективно поступать в помещение, если они не закрыты шторами, декоративными панелями, мебелью или иными предметами. 6) Проветривать помещения рекомендуется недолго, но интенсивно, широко раскрывая окна на непродолжительное время. Постоянно приоткрытые для проветривания окна и форточки приводят к бесполезному расходования тепла. 7) Закрытые на ночь шторы препятствуют потере тепла через окно в холодное ночное время.
Выполнив весь комплекс мероприятий, можно будет отказаться от использования электрических обогревателей, избежав соответствующих расходов.
Не менее просты и меры по снижению потребления электроэнергии: 1) Замените обычные лампочки на люминесцентные, потребляющие в 2-2,5 раза меньше киловатт. 2) Не оставляйте оборудование в режиме ожидания – используйте кнопки включить/выключить на самом оборудовании, или выключайте их из розетки. Выключение неиспользуемых приборов из сети (например, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр) позволит снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт-ч в год. (Телевизор с экраном среднего размера - с диагональю 20-21 дюйм в режиме ожидания потребляет ток 75 мА (миллиампер), напряжение в сети 220 В (вольт) и, значит, потребляемая мощность по закону Ома P=IґU (мощность в ваттах, ток в амперах и напряжение в вольтах), для нашего спящего телевизора - Р=0,075ґ220=16,5 вт.
Если Вы смотрите телевизор 6 часов в день, то его потребление в режиме ожидания составляет в сутки 297 Bт-ч, а за месяц - 8910, то есть почти 9 кВт•ч. Аналогичные расчёты в отношении музыкального центра дают почти 8 кВт-ч в месяц, видеомагнитофона – почти 4 кВт-ч в месяц. Итого, только по 3 приборам – почти 21 кВт-ч. в месяц).
Зарядное устройство для мобильного телефона, оставленное включенным в розетку нагревается, даже если там нет телефона. Это происходит потому, что устройство все равно потребляет электричество. 95% энергии используется впустую, когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно. 3) При неправильном подборе осветительных приборов и использовании устаревшей электробытовой техники происходит перерасход электроэнергии до 50%. 4) Холодильник целесообразно ставить в самое прохладное место кухни, желательно возле наружной стены, а не рядом с плитой. Так как если холодильник стоит в комнате, где температура достигает 30ºC, то потребление электроэнергии удвоится. 5) Не надо пренебрегать естественным освещением. Светлые шторы, светлые обои и потолок, чистые окна, умеренное количество цветов на подоконниках увеличат освещенность квартиры и офиса и сократят использование светильников.
Обеспечение энергосбережения в жилищном фонде
Класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными приказом № 399/пр от 6 июня 2016 года Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым установлены постановлением Правительства Российской Федерации № 1628 от 27 сентября 2021 года, и указывается в его заключении о соответствии многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности.
В соответствии с законодательством застройщик обязан разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указатель класса его энергетической эффективности. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечивать надлежащее состояние указателя класса энергетической эффективности многоквартирного дома и при изменении класса энергетической эффективности многоквартирного дома обеспечивать замену этого указателя. Требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома установлены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 161 от 8 апреля 2011 года.
При осуществлении государственного контроля за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме.
В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
В соответствии с принципами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации № 646 от 23 августа 2010 года, Правительство Калужской области постановлением № 419 от 1 августа 2011 года утвердило перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Обязанность по проведению мероприятий, включенных в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (за исключением случаев проведения данных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения) законодательством возложена на лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или, в случае непосредственного управления многоквартирным домом, на собственников помещений в многоквартирном доме. Для снижения расходов на проведение данных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора, обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже одного раза в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования. В данном перечне мероприятий согласно законодательству должно содержаться указание на:
- необязательность таких мероприятий для проведения их лицами, которым данный перечень мероприятий адресован;
- возможность проведения этой организацией отдельных мероприятий из числа указанных в данном перечне мероприятий за счёт средств, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) на ее товары, услуги, а также за счёт средств собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе на основании энергосервисного договора (контракта), и прогнозируемую стоимость проведения таких отдельных мероприятий;
- определяемых на основании общедоступных источников возможных исполнителей мероприятий, указанных в данном перечне мероприятий и не проводимых этой организацией.
Перечень мероприятий доводится организацией, осуществляющей поставки, продажу энергетических ресурсов, до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, путем размещения информации в подъездах многоквартирного дома или других помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также иными способами по усмотрению этой организации. Примерная форма перечня таких мероприятий утверждена Приказом министерства регионального развития Российской Федерации № 394 от 2 сентября 2010 года.
На лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, законодательством возложена обязанность по регулярной (не реже одного раза в год) разработке и доведению до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно в многоквартирном доме, с указанием расходов по их проведению, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
В соответствии с действующим законодательством органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, регулярно (не реже чем один раз в год) обязаны информировать население о лицах, ответственных за содержание многоквартирных домов и подвергнутых административному наказанию за нарушение установленных требований к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, путем размещения информации в средствах массовой информации.
Обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений
Здания, строения, сооружения должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2021 г. № 1628.
Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 ноября 2017 г. № 1550/пр и, согласно законодательству, должны включать в себя:
- показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
- требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
- требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.
В соответствии с законодательством в составе требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны быть определены требования, которым они должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, с указанием лиц, обеспечивающих выполнение таких требований (застройщика, собственника здания, строения, сооружения), а также сроки, в течение которых выполнение таких требований должно быть обеспечено. При этом срок, в течение которого выполнение таких требований должно быть обеспечено застройщиком, должен составлять не менее чем пять лет с момента ввода в эксплуатацию здания, строения, сооружения.
Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
Требования энергетической эффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения:
- культовые здания, строения, сооружения;
- здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);
- временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;
- объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;
- строения, сооружения вспомогательного использования;
- отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров;
- иные определенные Правительством Российской Федерации здания, строения, сооружения.
Согласно законодательству застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учёта используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта. Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учёта используемых энергетических ресурсов не допускается.
Проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учёта используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора. В иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учёта используемых энергетических ресурсов осуществляются застройщиком.
Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учёта используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с законодательством возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В случае выявления факта несоответствия здания, строения, сооружения или его отдельных элементов, конструкций возникшего вследствие несоблюдения застройщиком требований энергетической эффективности или оснащенности приборами учёта используемых энергетических ресурсов, собственник здания, строения или сооружения, собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать по своему выбору от застройщика безвозмездного устранения в разумный срок выявленного несоответствия или возмещения произведенных ими расходов по устранению выявленного несоответствия.
Такое требование может быть предъявлено застройщику в случае выявления указанного факта несоответствия в период, в течение которого согласно требованиям энергетической эффективности их соблюдение должно быть обеспечено при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте здания, строения, сооружения.
Обеспечение энергосбережения в садоводческих объединениях
В отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 января 2017 г. № 8/пр.
Перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 января 2017 г. № 8/пр)
№ п/п | Наименование рекомендуемого мероприятия | Цель мероприятия |
---|---|---|
Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности системы освещения* | ||
1 | Установка энергоэффективных (светодиодных) ламп и светильников на их основе при организации освещения объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования. |
а) Экономия электрической энергии; б) Сокращение эксплуатационных расходов по замене ламп. |
2 | Установка оборудования для автоматизированного управления освещением объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования. |
а) Экономия электрической энергии; б) Увеличение срока службы ламп. |
Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности системы электроснабжения* | ||
3 | Установка и своевременная поверка приборов учета электрической энергии, позволяющих измерять объемы потребления электрической энергии по зонам суток.** |
а) Упорядочивание расчетов за потребление электрической энергии; б) Рациональное использование электрической энергии. |
4 | Установка энергоэффективного оборудования системы электроснабжения и замена исчерпавшего срок службы на энергоэффективное. |
а) Повышение надежности работы системы электроснабжения; б) Рациональное использование электрической энергии; в) Экономия потребления электрической энергии. |
5 | Использование самонесущего изолированного провода при прокладке сетей электроснабжения. |
а) Повышение надежности работы системы электроснабжения; б) Исключение аварий на сетях электроснабжения; в) Снижение вероятности несанкционированного подключения. |
6 | Приведение мощности трансформаторных подстанций к оптимальной с учетом фактической нагрузки. |
а) Повышение надежности работы системы электроснабжения; б) Исключение аварий на сетях электроснабжения. |
** Для установки преимущественно используются приборы учета, имеющие возможность дистанционной передачи показаний расхода энергетических ресурсов, в случае наличия возможности организации дистанционного приема показаний.
Данный перечень носит рекомендательный характер.
Кроме того, дополнительный перечень рекомендуемых мероприятий в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества данной категории потребителей может быть утвержден органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации.