Энергетическая мозаика

30 июля 2011 года

Журнал "ЭнергоРынок". № 7 (91).

Представления человека о действительности, времени устроены таким образом, что он невольно разбивает их на фрагменты, которые часто предстают в виде устоявшихся стереотипов. Также фрагментарно воспринимается общественным мнением и положение в современной энергетике: отдельно — строительство столь необходимых генерирующих мощностей, торжественные закладки камней, пуски объектов, отдельно — рост цен на электроэнергию, либерализацию рынков, проблемы энергосбережения. И как-то забывается, зачем была нужна либерализация и какую роль она должна была сыграть в обеспечении строительства генерации.

 Либерализация

С 1 января 2011 г. розничный рынок электрической энергии и мощности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей полностью либерализован. Подготовительный пятилетний период и поэтапность самого процесса либерализации должны были стать гарантией того, что данная ситуация не станет сюрпризом для потребителей. Тем более что к концу прошлого года фактическая доля либерализации уже составляла более 90%.

Однако I квартал 2011 г. стал по-настоящему стрессовым и для потребителей, и для сбытовых компаний. Необходимую нормативно-правовую базу должны были сформировать к 1 января, но постановления правительства, регулирующие оптовый и розничный рынок (№ 1172 от 27.12.10 и № 1242 от 31.12.10), опубликовали соответственно лишь 5 апреля и 16 марта, и сбытовые компании были вынуждены производить расчеты с потребителями по прогнозным ценам, ощутимо превышавшими прошлогодние. Помимо роста стоимости электрической энергии и мощности на оптовом рынке, напряженности способствовал также переход к RAB-регулированию тарифов на передачу электроэнергии.

Существенно выросшие цены на электроэнергию привели к беспримерному росту обращений в сбытовые компании за комментариями, но в условиях неопределенности  получить однозначные ответы было проблематично даже самим энергетикам. Дополнительным тревожным фактором послужило постоянное упоминание тарифов на электроэнергию, в том числе в средствах массовой информации, в случаях когда речь шла о ценах. Эта на первый взгляд формальность служит четким индикатором неготовности общественного мнения воспринимать электрическую энергию как товар, стоимость которого определяется уже не государством, а рыночными механизмами, устойчивости представлений о том, что цены можно «заморозить» и отрегулировать административными методами без каких-либо отрицательных последствий.

Пересмотр уполномоченными органами ранее принятых тарифных решений по подлежащим регулированию видам деятельности, безусловно, способствовал стабилизации ситуации. Однако гарантировать от возможных скачков цен на электроэнергию такие меры все-таки не могут.

В создавшихся условиях необходима, помимо прочего, четкая и ясная официальная позиция по проведенным в электроэнергетике преобразованиям, текущим результатам и конечным целям. В настоящее время в отрасли действительно занимаются решением главной задачи — созданием новых генерирующих мощностей. Рост тарифов на передачу был связан с программами по модернизации электросетевого комплекса, который в условиях развивающихся экономики, социальной сферы и стареющих сетей нуждается в значительном обновлении.

Достижение этих целей и проведенные структурные преобразования неразрывно связаны. Механизмы рыночного формирования цены на электроэнергию — один из новых необходимых институтов для обеспечения реализации проектов по строительству генерации. Поэтому последовательность в проведении реформ, безусловно, должна сохраняться, несмотря на возможные корректировки в процесс ценообразования.

 Энергосбережение и учет

Еще одним стрессогенным фактором для потребителей и сбытовых компаний стало осуществление ряда мер в сфере энергосбережения, и прежде всего установка общедомовых приборов учета и переход на расчеты по их показаниям.

Реализация политики энергосбережения в конечном счете должна привести к ощутимому улучшению качества предоставляемых населению коммунальных услуг, в том числе электроснабжения. Однако в течение последних двадцати лет внутридомовые сети ремонтировались крайне редко, контроль за их состоянием был явно недостаточным. Появление в это же время в жизни людей  новых услуг (Интернет, спутниковое и кабельное телевидение), при предоставлении которых провайдеры или частные лица, как правило, подключались к общедомовым электросетям, а также наличие старых «болевых точек» (безучетное потребление электроэнергии, неисправность или отсутствие индивидуальных приборов учета, занижение потребителями показаний электросчетчиков) выявило множество проблем при переходе на расчет по показаниям общедомовых приборов учета. В ряде случаев исполнители коммунальных услуг оперативно решают проблемы, а по сути, выполняют свои прямые обязанности. Однако, далеко не всегда это так. Часто наблюдается ситуация, когда исполнители коммунальных услуг, передав гарантирующему поставщику право расчета стоимости электроэнергии, израсходованной на общедомовые нужды, и приема соответствующих платежей, просто открещиваются от своих обязанностей, «переводя стрелки» на энергетиков.

Немалую роль в сложностях с решением  обозначенных проблем играют пробелы в действующем законодательстве, а также отсутствие активности у самих жителей. Многие по-прежнему предпочитают жаловаться вместо того, чтобы общим собранием жильцов дома принимать те решения, которые необходимы исполнителям коммунальных услуг и энергоснабжающим организациям для обеспечения снижения расходов электроэнергии на общедомовые нужды. Изменения, вносимые в последнее время в действующее законодательство, в том числе в Жилищный кодекс, а также ожидаемое вступление в силу правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, должны способствовать формированию более эффективных регулирующих механизмов в сфере ЖКХ.

Диверсификация

Реализация мер, направленных на эффективное использование энергоресурсов, помимо значительного вклада в повышение качества коммунальных услуг, может стать одним из факторов роста финансовой устойчивости энергосбытовых компаний. Поэтому неслучайно, что практически все гарантирующие поставщики в настоящее время оказывают услуги в данной сфере — установку приборов учета, внедрение систем автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ), а также проведение энергетических обследований.

Пока сложно подводить итоги данной деятельности, прежде всего, экономические. По отзывам клиентов и деловых партнеров, ОАО «Калужская сбытовая компания» удается обеспечивать решение довольно масштабных задач в сжатые сроки. В частности, это относится к установке общедомовых счетчиков в Обнинске, внедрению АИИС КУЭ на предприятиях области. Более современные системы учета позволят грамотно спланировать использование производственных мощностей  и минимизировать расходы на энергоресурсы, что, с одной стороны, снизит доходы энергокомпаний, с другой — станет еще одним шагом в выстраивании партнерских отношений с клиентами.

Еще одним направлением диверсификации бизнеса для ОАО «Калужская сбытовая компания» является строительство собственной генерации в Обнинске. С точки зрения менеджмента компании, в условиях постепенного повышения конкуренции на розничном рынке электроэнергии, реализация этих двух проектов в перспективе существенно снизит риски деятельности предприятия как гарантирующего поставщика, что ценно для самого предприятия и имеет высокую социальную значимость для региона.

Генеральный директор ОАО "Калужская сбытовая компания" Анатолий Яшанин

Раскрытие информации ПАО «Калужская сбытовая компания» Установка, монтаж, опломбирование электросчетчиков Сообщить об отключении электроэнергии Личный кабинет по электроснабжению Личный кабинет по теплоснабжению